До выборов главы администрации Красноярска и депутатов городского Совета осталось всего ничего - они состоятся 10 декабря. И вот тут-то по городу поползли смрадные запахи черного пиара. Наконец-то обнаружили свое присутствие местные и заезжие политтехнологи, отличающиеся друг от друга лишь оттенками одного общего грязного цвета.
Первый удар был нанесен по действующему мэру города Петру Пимашкову. Вначале в местной прессе прошли статьи, обвиняющие его в связях с группировкой Анатолия Быкова в тот период, когда начинающий олигарх подминал под себя Красноярский алюминиевый завод. Кроме того, неведомые в журналистской среде города авторы "разоблачений" вменяли Пимашкову в вину и последующую защиту Быкова от закона. 29 ноября мэрско-криминальная тема получила продолжение. В Красноярском правозащитном центре прошла пресс-конференция, на которой несколько городских предпринимательниц обвинили главу администрации Ленинского района краевого центра Кулакова в связях с бандитами и удушении честного бизнеса. Однако тональность выступлений разгневанных бизнесменш была такова, что становилось ясно: Кулаков упоминается постольку-поскольку, а главная цель скандала - основательно пройтись по репутации Пимашкова.
Неприятные сюрпризы ожидают и второго кандидата в мэры - советника полпреда в Сибирском федеральном округе Иосифа Бакшеева. Недавно в Козульском районе Красноярского края, который он возглавлял до 1994 года, в поисках компромата побывала некая телегруппа. Видимо, со дня на день на одном из местных телеканалов "кудесники" эфира выдадут на-гора очередную "чернуху".
Еще больше проблем у третьего соискателя мэрского кресла - бывшего "яблочного" депутата Госдумы Виктора Гитина. Этот "пламенный борец" с коррупцией, отсидевший несколько месяцев в СИЗО по обвинению во взяточничестве, известен тем, что неоднократно публично заявлял о мздоимстве премьер-министра страны Михаила Касьянова. А свое заключение под стражу объяснял, естественно, ответными происками тех, кого он выводил на чистую воду. Вернувшись недавно из Москвы, Гитин заверил своих избирателей в том, что Генпрокуратура сняла с него все обвинения.
На это немедленно среагировал прокурор Красноярска Николай Сарапулов. Он подчеркнул, что Генпрокуратура продолжает расследование дела Гитина. Претензии у следствия к нему по-прежнему остаются, хотя на следственно-оперативную группу оказывается очень мощное давление. Понятно, что от такой разноголосицы головы у мирных обывателей идут кругом.
Несколько разряжает ситуацию нетривиальное поведение иных, менее удачливых претендентов на пост городского головы. Самый яркий персонаж среди них, безусловно, мэр Кызыла Александр Кашин. В столице родной ему Тывы Кашину почему-то не живется и не работается, в силу чего он решил порадовать своим пришествием красноярцев. Характер у Кашина, несомненно, бойцовский, у себя дома он воюет и с Великим хуралом (парламентом) республики, и с городским (горсоветом). Съездив в Москву, он добился того, что Верховный суд России признал выборы Великого хурала Тывы недействительными и прекратил его существование. Теперь на очереди - выяснение отношений с хуралом городским.
В суматохе этих военных действий Кашин не упускает из виду и Красноярска. Он намерен подать в суд на Красноярский горизбирком, признавший недействительными его подписные листы. А чтобы наступление на Красноярск имело больший общественный резонанс, Кашин объявил голодовку. И если до ее начала он весил 133 килограмма, то в конце ноября вес несгибаемого кандидата понизился уже до 126,5 килограмма.
А депутату Красноярского горсовета Евгению Стригину не повезло окончательно. Сам он шел в мэры, а свой избирательный блок двигал на штурм горсовета. Горизбирком отказал в регистрации в обоих случаях, сославшись на фальсификацию представленных документов. 29 ноября Центральный районный суд Красноярска отклонил жалобу несостоявшегося ходока во власть. А как все хорошо начиналось! Стригин не уставал раздавать интервью, в которых рассказывал, как во сне ему явился некто и настоятельно посоветовал стать мэром. Вот и верь после этого снам!
Хватает и других интересных деталей у выходящей на финишную прямую предвыборной кампании. Например, медики краевой станции переливания крови обратились к лидерам избирательных блоков с просьбой на деле подтвердить декларируемую ими заботу о горожанах и сдать безвозмездно кровь. Однако записываться в доноры никто из рвущихся в слуги народа не стал. Понятное дело, это ведь не сопернику по выборам кровь пускать, а самому себе.
Судя по всему, не возымеет результата и горячее желание находящегося в Лефортове Анатолия Быкова принять участие в красноярских выборах. В ответ на его просьбу об этом горизбирком направил соответствующий запрос генеральному прокурору. Ответ должен быть получен в течение трех дней. Однако коллизия эта едва ли разрешима, и Быкову, видимо, придется обойтись без волеизъявления народа.
А тем временем члены избирательного блока Анатолия Быкова не устают будоражить земляков. То они потрясают на пресс-конференции неким письмом, якобы вызревшим в недрах краевой администрации, в котором ставится знак равенства между несколькими членами блока и участниками организованной преступной группировки. И не успевает еще стихнуть эхо после данного быковцами отпора этой "клевете", как уже приходит сообщение о том, что президент футбольного клуба "Металлург" Сергей Блинов, один из наиболее активных членов избирательного блока, отравлен крысиным ядом и помещен в больницу. Словом, на войне - как на войне.
Впрочем, к чести идущих в депутаты сторонников Быкова следует отметить, что они по крайней мере не врут при перечислении своих доходов и имущества. Или врут меньше других. Во всяком случае, судя по опубликованным данным, это наиболее состоятельный блок из всех, что нацелены в Красноярске на власть. У всех же остальных, независимо от политической ориентации, явно плохо с арифметикой или памятью. Или с совестью, что вероятнее всего, - уж до того сквозит "нищета" из строчек заполненных деклараций. Доходит до смешного: известные в городе предприниматели, входящие, например, в лебедевское движение "Честь и Родина", как, впрочем, и их собратья по бизнесу из других агиткоманд, декларируют годовой доход лишь в несколько тысяч рублей. Вот горожане и кумекают: если столь явная непорядочность с ухмылкой демонстрируется еще до выборов, то что же будет потом?
Красноярск