ФИЗИКИ-ЯДЕРЩИКИ из Сарова (он же Арзамас-16) создали у себя в городе собственный завод по изготовлению изделий из титана (что дополнительно принесло городу 170 рабочих мест) и теперь радуют заокеанских партнеров титановой продукцией. Америка приобретает у Сарова изделия, столь необходимые для авиации и нефтедобычи. Шведы покупают титановые протезы для внутреннего и внешнего протезирования. Качество, говорят, отменное. Немцам из Федерального ядерного центра везут продукцию для автомобилестроения - "Мерседесы" бегают с титановыми деталями из Сарова.
Наладили производство три энтузиаста, три Кулибиных, как их тут называют. Один из них - лауреат Государственной премии по оружейной тематике. Его товарищи - тоже люди заслуженные. Сколько всего наизобретали они и в самом Арзамасе-16, и за его пределами! Например, генератор для сварки труб. Или вакуумную печь. Попробуй приобрести ее на российских просторах! Или же атмосферную печку. В нашей стране это ценнейшее оборудование не производится, а на хваленом Западе одна единица такой продукции стоит более 200 тыс. марок. А саровские изобретатели, немного попыхтев, собственную продукцию выдали.
То, что они изобрели и изготовили, послали как-то на выставку в Германию. Немцы были потрясены увиденным. Ведь производство, что называется, выросло на голом месте. В заброшенном цехе, где украли не только оборудование, но и кабель, и даже крышу. Восстанавливали все с большими проблемами.
- Инструмент у нас тоже не привозной, - рассказывает директор ЗАО "Центр термической обработки металлов "Титан" (таково полное название производства) Виктор Аронов, - а сделанный собственными руками. Всячески стараемся производство поднимать. Отдельное спасибо Фонду развития конверсионных производств - он помогает нам чем может. Да и в самом Сарове все заинтересованы в создании новых рабочих мест. Работа у нас перспективная. Где бы мы ни появлялись со своей продукцией - интерес к ней огромный. Сотрудников стараемся набирать молодых, хотя костяк, конечно, составляют люди с опытом. Вот только молодежь у нас пока не задерживается: требования на производстве суровые, дисциплина очень жесткая. Молодые эти условия не всегда выдерживают. Заказов мы получаем много. И постоянных тоже. Очень много изделий находится в разработке. На сегодня это более 12 наименований. Если заказов станет больше - а все идет к этому - мощностей нашего предприятия просто не хватит. Уже думаем о расширении. Но пока главная задача - сохранить рабочие места. В этом вопросе мы находим понимание у городской администрации, постоянно и тесно работаем с Центром занятости населения.
В год предприятие по изготовлению изделий из титана выпускает более 1 млн. изделий 100 разновидностей. В цехах стоят станки с числовым программным управлением.
- На таких станках может работать каждый, - убежден Николай Мелешин, заместитель директора по производству, второй местный Кулибин. - Даже человек, зашедший с улицы. Это очень умная машина. От наладчика она университетского диплома не требует.
Весь процесс производства контролируется компьютером, а готовые изделия охлаждаются гелием - это тоже авторская разработка маленького творческого коллектива.
Мы попали на производство в тот момент, когда менялась смена. Правда, пересменка длилась всего 5 минут... Ни одна из машин не остановилась: процесс шел непрерывно. У одного из станков с числовым программным управлением работала совсем юная девушка. Выяснилось - вчерашняя школьница. В роли наладчицы чувствует себя уверенно. Сама уже меняет и программы.
Более 30 зарубежных фирм доверяют свои заказы этому предприятию.
На штамповочном участке титановые заказы высятся горками. Штамповщицы, вооружившись лупами, выискивают дефекты - трещинки, вкрапления, сколы. За рабочий день только через одни нежные женские руки (мужчин на штамповочном участке не видно) проходит 700-900 титановых деталей. А в месяц для фирмы "Мерседес" "Титан" изготавливает 40 тыс. болтов для скрепления дисков на автомобиле.
Третий местный Кулибин - это Андрей Лебедев, главный конструктор предприятия, кандидат математических наук. Он-то и есть Лауреат государственной премии по оружейной тематике. От ядерных бомб Андрей Николаевич плавно перешел к титановым болтам и протезам.
Недавно три изобретателя удивили и Саров, и Нижний Новгород чудо-машиной для заделки дорожных трещин. Полное ее название - дорожная машина по санации трещин (ДМСТ). Машина в два раза дешевле закордонных аналогов. Она так качественно "лечит" асфальт, что новое покрытие для него долго не потребуется. С 2001 г. машины по санации дорожных трещин будут поставлены на поточное производство.
И Аронова, и Мелешина, и Лебедева можно чуть ли не круглосуточно застать на титановом производстве. Сидят втроем, колдуют над каким-то очередным открытием. Телефонные звонки меж тем раздаются не только из Нижнего. Звонят из Берна, Чикаго, Мюнхена, просят выполнить заказ. Точно придется расширяться!
Москва-Саров