Александр Ткачев.
- АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, есть ли конкретные, так сказать, осязаемые результаты деятельности вашей комиссии по Чечне?
- Труд законодателей в отличие, например, от продукции хлебороба имеет известную специфику. Наша комиссия создана 31 марта этого года. За неполных три месяца до летних парламентских каникул мы провели три заседания. На каждом из них обсуждались недостатки в организации работ по восстановлению экономики, социальной сферы и соблюдению прав человека в Чеченской Республике. На одном из заседаний был заслушан отчет о работе тогда еще полномочного представителя правительства РФ в Чечне Николая Кошмана. Причем на каждом заседании заслушивались сообщения представителей различных федеральных органов, завязанных на Чечне. В июне комиссия направила правительству жесткий парламентский запрос. Другое дело, что ответом мы, мягко говоря, остались недовольны. До каникул комиссия оперативно обсудила и внесла целый пакет поправок к проекту Федерального закона "Об организации временной системы органов исполнительной власти в Чеченской Республике". Я уже не говорю о постоянных выездах в Чечню членов комиссии и работников аппарата, десятках запросов депутатов, сотнях писем по решению конкретных проблем, поднимаемых в обращениях граждан, о регулярных встречах с представителями общественно-политических организаций и чеченских общин.
Приведу лишь один пример. Мы разбираемся с обращением граждан из Саратовской области по фактам вопиющего произвола в отношении трех чеченцев, живущих в области 15-20 лет и якобы готовивших проведение теракта. Но дело здесь не только в восстановлении справедливости в отношении этих граждан, но и в необходимости очищения рядов правоохранительных структур. Думаю, что изучением положения, сложившегося в Саратовской области, должна заняться следственная бригада Генеральной прокуратуры РФ. И, наконец, проведена огромная работа по подготовке первых парламентских слушаний по Чечне, которые состоятся 21 сентября и могут стать поворотным событием в урегулировании чеченского кризиса.
- Кстати, каких конкретно результатов вы ждете от этих слушаний?
- Результатом очень глубокого и откровенного обсуждения должны стать серьезнейшие рекомендации Федеральному собранию, правительству и президенту по восстановлению экономики, социальной сферы, соблюдению прав человека и гражданина в Чеченской Республике. По сути дела, будут разработаны как экстренные меры, так и программа разрешения кризиса в Чеченской Республике. Я уверен, что многострадальное население и перемещенные лица из Чечни, матери, жены и дети наших военнослужащих получат реальную надежду на наступление долгожданного мира и построение полноценной мирной жизни в Чеченской Республике.
- Каков уровень взаимодействия вашей комиссии с органами исполнительной власти? Имеете ли возможность влиять на принятие решений президента и правительства РФ, а также военного командования?
- Комиссия взаимодействует со всеми органами исполнительной власти и администрацией Чеченской Республики. Я думаю, что будет решен вопрос о включении наших представителей в правительственную комиссию, возглавляемую Виктором Христенко. Для обсуждения итогов парламентских слушаний мы планируем встречи с полномочным представителем президента в Южном федеральном округе Виктором Казанцевым, вице-премьером Виктором Христенко, секретарем Совета безопасности Сергеем Ивановым, после которых, надеюсь, состоится встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. У нас есть предложения по налаживанию постоянного взаимодействия с военным командованием, которые будут обсуждаться с первым заместителем начальника Генштаба Валерием Маниловым.
- Какими источниками информации пользуется ваша комиссия? Можете ли вы сказать, что полностью владеете информацией о ситуации в Чечне?
- В комиссию поступает информация практически изо всех источников, в том числе и международных организаций. В Чечне активно работает приемная нашей комиссии с отделениями в крупных населенных пунктах. Более того, там действуют постоянные депутатские посты - помощников народных депутатов, членов комиссии. Информация поступает и изо всех регионов России - от Калининградской области до Приморского края. Причем выходцы из Чечни, компактно проживающие в том или ином субъекте Федерации, как правило, ставят вопрос об открытии у них приемной нашей комиссии, создании групп содействия ее работе.
- Каковы дальнейшие планы работы комиссии?
- Основной упор после проведения парламентских слушаний будет сделан на реализации принятых рекомендаций. В этом ряду - принятие постановлений Госдумы, ряда законопроектов, подготовка проектов указов президента и постановлений правительства. Так, например, созрела необходимость принятия специального постановления Госдумы о принципах политического урегулирования чеченского кризиса. До сих пор не отменены многочисленные соглашения федеральных органов с ичкерийскими властями, грубо противоречащие Конституции и законам страны. Нами подготовлено соответствующее представление в Верховный суд РФ. Приоритетное внимание будет уделено продвижению законопроекта "О социальной защите граждан, пострадавших в ходе наведения конституционного порядка и контртеррористической операции в Чеченской Республике", непосредственно связанного с предстоящими баталиями по отстаиванию других статей бюджета 2001 года в части расходов на восстановление экономики и социальной сферы Чечни.
- Ситуация в Чечне определяет обстановку на всем Северном Кавказе. Входит ли в круг ваших интересов весь прилегающий к Чечне регион?
- Безусловно. Это прежде всего тяжелейшая ситуация с перемещенными лицами. Возьмем, к примеру, Ингушетию. Здесь более 150 тысяч переселенцев из Чечни оказались в условиях полной неподготовленности к осенне-зимнему периоду. Предстоит разобраться в причинах, приведших к такому вопиющему головотяпству. Понятно, что требуются экстренные меры по решению этой проблемы. В противном случае неизбежен социальный взрыв с вполне предсказуемыми последствиями. Ну и потом я одновременно являюсь председателем комитета Госдумы по делам национальностей, в котором работает специальный подкомитет по Северному Кавказу.
- Сейчас много говорится о необходимости избежать повторения ошибок первой чеченской войны. Тем не менее одна из них явно повторяется - это создание многочисленных, дублирующих друг друга структур в исполнительной и законодательной власти, среди общественно-политических организаций. С чем, на ваш взгляд, это связано и какой вы видите выход из этой ситуации?
- Главная проблема в отсутствии единоначалия в самой Чечне. Этот вопрос требует срочного решения президента России. Понятно, что всякое дублирование приводит к дезорганизации, неразберихе и безответственности. В этой связи не могу обойти вопрос о "зависимых" и "независимых" комиссиях по Чечне. Как известно, контртеррористическую операцию проводит исполнительная власть, тогда как наша комиссия представляет власть законодательную и в этом смысле независима по определению. Более того, наша комиссия - единственный орган Думы, созданный на пропорциональной основе от всех депутатских фракций и групп. Я не побоюсь этого слова, но наша комиссия, по сути дела, является мини-Госдумой по Чечне. В этой связи и ввиду отсутствия сколько-нибудь удовлетворяющих население Чечни результатов деятельности органов прокуратуры республики я считаю, что именно думская комиссия должна быть наделена правами, необходимыми для расследования нарушений прав и свобод человека и гражданина в Чечне.
- Александр Николаевич, раньше вы выступали категорически против переговоров с Масхадовым, а теперь предлагаете прямо противоположное. С чем связана такая перемена вашей позиции?
- Моя позиция осталась неизменной. Я считал и считаю невозможными какие-либо переговоры о юридическом статусе Чечни, политическом будущем чеченского народа. Этот вопрос после создания необходимых военно-политических предпосылок и социально-экономических условий решит само многонациональное население республики в рамках демократических процедур, закрепленных в Конституции РФ. Другое дело - переговоры о прекращении бессмысленного кровопролития. И здесь не важно, законно или незаконно избран президент Масхадов. Так или иначе он является руководителем противоборствующей стороны. И потом, в первую чеченскую кампанию переговоры велись с Масхадовым, который имел должность начальника так называемого штаба ичкерийских вооруженных сил. Более того, вместе с Масхадовым были избраны 63 депутата республиканского парламента, по сути, распущенного Масхадовым после введения так называемого шариатского правления и образования шуры. Понятно, что, отдав предпочтение Масхадову, а не Басаеву, чеченский народ выбирал мир и возвращение к нормальной жизни в составе России. На этой платформе я готов вести переговоры и с Масхадовым, и с чеченскими парламентариями. В конце концов Масхадов должен понять, что на крови наших соотечественников, проливающейся в этом братоубийственном конфликте, греют руки силы агрессии международных экстремистских сил и их пособники - людокрады и прочая уголовно-бандитская нечисть. Именно Масхадов должен выбрать, с кем он - либо с силами, оккупировавшими Чечню задолго до начала контртеррористической операции, либо со своим исстрадавшимся народом.
- Как вы собираетесь выстраивать свои отношения с депутатом Госдумы от Чечни Асланбеком Аслахановым?
- У нас с Асланбеком Ахмедовичем сложились самые теплые отношения. В минувшую пятницу он был избран заместителем председателя нашей комиссии. Уверен, что это очень серьезно активизирует ее деятельность. Ведь на самом деле избран не просто депутат Госдумы, а парламентарий чеченского народа, который, с одной стороны, может от его имени говорить с Масхадовым и депутатами парламента Ичкерии. Сам факт избрания Аслаханова снял проблему легитимности масхадовских органов власти. С другой стороны, чеченский народ, по сути, избрал своего представителя для переговоров о путях разрешения кризиса с федеральным Центром.