Сорбонна, бывшая в Средние века центром богословской мысли Европы, в 80-е годы XIX века лишилась теологического факультета. Фото Reuters
Теологи России в октябре с.г. получили право защищать квалификационные работы в своей области. Во Франции эта возможность гарантирована законом начиная с апреля 1974 года. В стране существуют католические, протестантские, исламские и православный теологический институты. Объединяет эти учреждения то, что диплом, выдаваемый ими, не признается государством, а значит, обладатели научной степени не получают права преподавать в государственных вузах. Изучающие эту дисциплину крайне ограничены в возможности сделать академическую карьеру.
Отступление теологии из французских университетов началось в 70-х годах XIX века, когда по предложению государства Католическая церковь создала сеть частных религиозных вузов. После их возникновения, в 1885 году, власти Франции упразднили теологический факультет Сорбонны. Судьбу образовательного учреждения разделили департаменты теологии в вузах Лиона, Нанта и Монпелье. В 1905 году закон об отделении Церкви от государства положил конец господдержке и протестантской теологии.
Статья L-141-6 J Образовательного кодекса, регулирующая правоприменение в области отношений государства и религий, говорит о принципах университетской автономии так: «Высшая школа уважает разнообразие мнений, стремится к объективному знанию, является светской и независимой от всякой идеологической, экономической или религиозной индоктринации». Юристы доказывают, что эти строки предполагают отделение Церквей от вузов, а значит, теология в стенах высших учебных заведений не имеет права на существование.
Проректор Папского Латеранского университета Патрик Вальдрини считает, что французская светскость «чересчур жесткая». «Во Франции вполне можно быть студентом-юристом и не иметь никакого представления о каноническом праве. Разве это не однобоко? Разве нормально? Можно изучать социологию, исследовать взаимоотношения между общинами верующих и не уделять никакого внимания их религиозным взглядам», – говорит священник.
Того же мнения придерживается профессор Католического института Парижа Анри-Жером Гаже, перечисляющий ограничения, с которыми сталкиваются французские теологи: богословов крайне редко приглашают на конференции, организуемые университетскими философами; коллеги по цеху, другие гуманитарии игнорируют их. Так же поступают крупные издательства, де факто не принимающие к публикации труды по теологии. Печататься богословам предлагают в издательствах, принадлежащих самой Церкви. «Все это связано с пониманием разделения Церкви и государства, характерным для Франции: государство cчитает, что воплощает демократическую современность, находящуюся во фронтальной оппозиции католицизму», – резюмирует клирик.
Битва за Страсбург
Не существует правил без исключений. В одном из государственных вузов Франции все же можно получить теологическое образование и даже защитить диссертацию по этой дисциплине. Речь об университете Страсбурга, находящемся в Эльзасе, с 1871 по 1918 год бывшем частью Германии. Берлин в 1902 году заключил конкордат со Святым престолом, позволивший Католической церкви взять под опеку преподавание богословия на всей территории немецкого государства. После победы в Первой мировой войне Франция вернула себе Страсбург, но теологический факультет реформировать не стала, так же поступила и с обязательным – гарантировавшимся немцами – религиозным образованием в школах. В наши дни муниципальные власти Страсбурга не только не собираются отказываться от уроков католицизма, но еще и готовятся – на добровольных началах – добавить к ним и преподавание ислама.
Правовым основанием для «страсбургского исключения» являются законы Фаллу 1850-х годов, принятые за 20 лет до немецкой оккупации и также обеспечивающие права католической Церкви. В столкновении местной и общенациональной правовых норм приоритет в силу сложившегося порядка вещей остается за первой. Конкордат Святого престола и Германии власти региона, входящего во Францию, называют «частью местных традиций, которым привержены и верующие, и агностики, и даже атеисты».
Разительное отличие в исторической судьбе теологии в Эльзас-Лотарингии и остальной Франции стало предметом довольно агрессивной полемики. «Закон об отделении Церкви от государства 1905 года должен применяться на всей территории Франции. В нем ясно говорится, что республика не оказывает финансовой поддержки никаким религиозным культам, – заявил в 2012 году в открытом письме профессор университета Страсбурга, того самого, в котором преподают теологию, Пьер Хартманн, выступив против собственных коллег. Ученый объяснил, почему отменить преподавание теологии было бы выгодно с финансовой точки зрения. «Этот германский конкордат слишком дорого обходится государству. В 2011 году более 50 млн евро были потрачены на служителей культа. И это притом что начиная с 2007 года государство сократило 65 тыс. рабочих мест в образовательной системе!» Желание сэкономить на богословии все-таки не разделяют власти Эльзас-Лотарингии: изгнанная из Сорбонны, теология, похоже, нашла надежный приют в Страсбурге.
Иностранные агенты
Лишенная возможности существовать за государственный счет в большей части Франции, теология уже на протяжении 130 лет вынуждена зарабатывать сама. «Откуда мы берем средства? – говорит в интервью религиозному порталу theologie.fr Анри-Жером Гаже, – пытаемся заработать их сами, получаем деньги от издательской деятельности, но больше всего от пожертвований». Действительно, в Париже можно увидеть плакаты с емким слоганом «Деньги – это конкретно». Пояснение гласит: «Я хочу, чтобы в моем приходе были священники, поэтому жертвую на богословское образование». Церковь, не имея возможности рассчитывать на государство, просит денег у верующих.
В условиях финансовой независимости протестантской теологии приходится еще труднее, чем католической. В стране насчитывается не более 500 тыс. приверженцев этой веры, следовательно, рассчитывать приходится на иностранные субсидии. «Деньги из-за рубежа особенно часто получают объединения, основанные иностранными миссиями, так, например, Европейский библейский институт в Ламорлайе, на счет которого средства поступают от североамериканской Greater Europeаn Mission», – говорит протестантский пастор Кристофер Синкэр, вспоминающий также о финансовых вливаниях со стороны «Армии спасения». На практике для частного протестантского образовательного учреждения становится важно получить признание от ассоциации АЕЕА (Европейская евангелическая ассоциация аккредитации). Это объединение оказывает финансовую помощь, но прежде чем выделить деньги, тщательно инспектирует качество образования и ставит протестантскому учреждению оценку от A до D.
Новые подходы
«Образовательная система Пятой Республики не берет на себя обязанности финансировать обучение служителей культа, потому что религия не является общественным достоянием. Республиканский принцип нейтралитета общественных учреждений должен соблюдаться», – говорится в обращении против преподавания теологии в Страсбурге, размещенном недавно на французской антиклерикальной интернет-площадке.
Гаже настаивает, что оппоненты теологии заблуждаются: «80% студентов богословия – миряне, и большинство из них, согласно статистике, не будут служить в лоне Церкви. Многие наши преподаватели – также не клирики. Вот пример: факультеты католической теологии в Лионе и Лилле избрали своими деканами отцов семейств (католические священники соблюдают обет целомудрия. – «НГР»). Теологические образовательные учреждения – это не школы пастырей. С успехом сдать экзамены и сделаться священником – это очень разные вещи», – уверен профессор теологии.
В католическом сообществе находятся те, кто считает, что распространение теологического образования в среде мирян может привести к проблемам, особенно если прихожанин со степенью по богословию окажется заметно образованнее священника. Гаже возражает: «Мой опыт говорит о другом. Большинству клириков приятнее иметь дело с образованными прихожанами, а вовсе не наоборот. И то, что некоторые священники склонны к авторитаризму, а прихожане к заносчивости, не меняет дела. За деревьями нельзя упускать из виду леса».
В последние десятилетия – особенно под воздействием необходимости самим зарабатывать на жизнь – католическая и протестантская теология во Франции предпринимают заметные попытки изменить имидж. В образовательных учреждениях создаются программы, открытые для взаимодействия с мультикультурным обществом, например, двухгодичный курс экуменизма, завершающийся вручением сертификата. Другая новинка – курс «мусульмано-христианского диалога и взаимодействия», также рассчитанный на два года. А диссертации по теологии, аналогичные которым теперь будут защищаться и в России, пишутся соискателями на такие, например, темы: «Является ли теология наукой? На примере творчества теологов начала XX века».
Париж