0
1453
Газета Тенденции Интернет-версия

03.02.2010 00:00:00

С мачете – на мечети

Тэги: нигерия, христиане, мусульмане, бойня


нигерия, христиане, мусульмане, бойня У христиан и мусульман Нигерии не получается быть добрыми соседями.
Фото Reuters

Нигерийский город Джос, столица штата Плато, в январе стал ареной кровавой межрелигиозной бойни. Беспорядки начались 17 января и продолжались четыре дня, пока введенным в город войскам не удалось остановить насилие. Мусульмане и христиане (католики и протестанты) стреляли друг в друга, резали ножами, рубили мачете, поджигали дома, мечети и церкви. По данным полиции, погибли 326 человек, 313 были арестованы. Правозащитники из Human Rights Watch и медики сообщают о 492 погибших, среди которых подавляющее большинство составляют мусульмане. Около 40 тыс. жителей Джоса остались без крыши над головой, информирует нигерийская газета This Day.

Налицо масштабная гуманитарная катастрофа. Более того, это уже не первый случай межрелигиозных столкновений в Нигерии за последние десять лет. В самом Джосе они происходили дважды.

Джос с полумиллионным населением расположен в Северной, «мусульманской» Нигерии, при этом большинство населения города – христиане. В 2001 году они были возмущены назначением мусульманина Альхаджи Муктара Мохаммеда местным координатором федеральной программы по борьбе с бедностью. Начались беспорядки, в которых погибли – с обеих сторон – не менее 900 человек.

За два дня в ноябре 2008 года в Джосе погибли около 400 жителей. Причиной конфликта стали итоги местных выборов, на которых христиане и мусульмане поддерживали разных кандидатов.

Что спровоцировало столкновения в этот раз, никто не берется сказать с определенностью. Согласно одной из версий, разозленные молодые мусульмане (что именно их разозлило, остается загадкой) подожгли католический храм, в огне погибли 27 верующих, и после этого началась бойня. По другой версии, озвученной в газете The Nation журналистом Мохаммедом Харуной, конфликт развязали христиане. Христианские «аборигены» (indigenes) враждебно восприняли попытки «поселенца» (settler) Альхаджи Кабира Мухаммада восстановить свой дом, разрушенный в ходе беспорядков в 2008 году. Якобы именно из-за этого дома, из-за нежелания христиан жить по соседству с «понаехавшими» мусульманами вышел спор, переросший в четырехдневное кровопролитие.

Достоверно установить очаг конфликта кажется практически невозможным. Очевидно другое: у бойни не было, собственно, религиозных причин. Трагедия не началась с богословского диспута, оскорбления религиозных чувств, карикатур в газетах. Скорее речь идет о более глубоком этнополитическом конфликте в религиозной упаковке.

Профессор университета города Абуджи Кабиру Мато убежден, что причиной столкновений стали «экономическое отчуждение, политическая фрустрация и социальная апатия». По словам Мато, в период тяжелых экономических кризисов люди зачастую перестают видеть реальные корни своих проблем и действуют, ориентируясь на самые очевидные различия между группами. В случае с Джосом это религиозные различия.

О каких группах идет речь и кто в Джосе чувствует себя «притесняемым»?

Для штата Плато в целом актуальна проблема «пришлых», «поселенцев». К ним относят, например, пастухов из племени фульбе, а также представителей народности хауса. Хауса составляют большинство на севере Нигерии. Их массовая миграция в Плато пришлась на начало XX века. Хауса были успешными купцами и бизнесменами. Представители этой народности освоили оловянные шахты в Плато, поэтому их миграцию активно поддерживали британские колонисты. Как пишет журналист газеты Nigerian Tribune Тунде Фагбенле, хауса удалось навязать местным жителям свой язык, но не религию («поселенцы» исповедовали ислам).

1960-е годы стали для Нигерии периодом гражданских войн. Примерно в то же время в стране обнаружили нефть, и олово перестало приносить прибыль. Предприимчивые хауса переключились на другие виды бизнеса. Если прежде между ними и местными племенами (в основном христианами) существовало своего рода «разделение труда», то теперь им пришлось стать конкурентами. Именно тогда и обострился конфликт. Хауса утверждают, что «местные» (например, племя бером) завидуют их успеху и коммерческой жилке. Бером это отрицают, заявляя, что хауса пользуются политической поддержкой Севера и хотят навязать «аборигенам» свои порядки, султанат и шариат.

Враждебность накапливалась. С одной стороны, было понятное недовольство «аборигенов» экономической экспансией «поселенцев», с другой – столь же понятное недовольство «поселенцев» явной диспропорцией между экономическим и политическим влиянием союза племен хауса и фульбе в Плато. В третьем тысячелетии нарыв вскрылся. Загорелись дома, пролилась кровь, а ислам и христианство стали знаками, метками, по которым ожесточенные противостоянием жители узнавали «своих» и «чужих».

Джос – не единственное место в штате Плато, где мусульмане и христиане убивают друг друга. Нигерийские журналисты до сих пор с содроганием вспоминают йельвскую резню. 2 мая 2004 года христиане из племени тарок окружили местечко Йельва, населенный преимущественно мусульманами-фульбе. В результате резни 660 мусульман были убиты. Представители племени тарок не пощадили даже пациентов местной больницы. Они сожгли 12 мечетей и 300 домов, а местных девушек заставили пить алкоголь, есть свинину, изнасиловали и убили.

Двумя годами ранее мусульмане жгли в Йельве церкви. Христиане в ответ нападали на предприятия племени хауса по всей территории штата Плато, а средства, собранные церквами на миссионерскую деятельность, шли на покупку оружия.

Кембриджские ученые Роджер Бленч и Маллам Дендо отмечают, что конфликт между пастухами-фульбе и земледельцами штата Плато изначально носил сугубо бытовой характер. Развитие земледелия в Плато привело к тому, что местные жители-фермеры начали осваивать берега рек, где прежде пасли свои стада фульбе. В сельской местности такие конфликты решались поначалу быстро и безболезненно, однако подспудное недовольство сохранялось, и стоило начаться беспорядкам в городах, как село тут же взялось за мачете.

Нигерийская интеллигенция и журналисты пребывают в состоянии прострации: никто не знает, что делать, и в то же время все убеждены, что резня может повториться в любой момент. Кто-то призывает преодолеть само разграничение «аборигены – поселенцы», кто-то, напротив, считает необходимым разделение Плато на мусульманскую и христианскую зоны.

Журналист Абдулмумуни Йинка Аджиа, в свою очередь, считает, что ксенофобия стала частью менталитета жителей Северной Нигерии: «Всякий, кто не принадлежит к твоему племени, только и думает, как тебя уничтожить». Аджиа вспоминает несколько случаев, когда обычные слухи побуждали людей к действию. Так, в штате Баучи в 1993 году студенты-христиане бежали ночью из колледжа, услышав, что мусульмане собираются их убить; в то же время студенты-мусульмане провели ночь в общежитии без сна, ожидая погрома со стороны христиан.

Очевидцы нынешних событий в Джосе утверждают, что огонь вражды разожгли совершенно безумные смс-сообщения. Христиан призывали не покупать у мусульман продукты, потому что мусульмане их якобы отравили. Мусульманам сообщали, что губернатор Плато приказал перекрыть хауса водопровод. Результат налицо: сотни убитых, тысячи бездомных.

«Наш континент изнасиловали европейцы, но сейчас мы насилуем себя сами, – с горечью резюмирует Абдулмумуни Йинка Аджиа. – Прикрываясь этничностью и заимствованными религиями, африканцы причиняют себе невиданную боль и уничтожают себя».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
731
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2470
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1661
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1281

Другие новости