В Католической Церкви Италии обеспокоены тем, что дух современного мира, пропитанный секуляризмом, начинает «одолевать» приходских священников. Их становится всё меньше и меньше. Те же, кто не слагает с себя сан, стареют, а смены для них почти нет.
Этот феномен характерен для многих регионов мира, но особенно ощущается именно в Италии. Картина выглядит так: в начале ХХ века в стране проживали 33 миллиона человек, которых духовно окормляли почти 69 тысяч священников. Сегодня число итальянцев возросло до 57 миллионов, а число священников сократилось больше чем наполовину: 31 179 священников на 25 817 приходов. Это немногим более, чем по одному священнику на приход. Их средний возраст – 60 лет, а средний «стаж» составляет 33 года. Половина из них были рукоположены до 1967 года, то есть до вступления в силу реформ II Ватиканского Cобора, и каждому восьмому итальянскому священнику сейчас около 80 лет.
Эти данные содержатся в исследовании, проведенном социологом Лукой Диоталлеви по поручению Конференции католических епископов Италии (ККЕИ), которую возглавляет архиепископ Генуи кардинал Анджело Баньяско. Исследование под названием «Путь развития священника» было опубликовано в конце мая. Социолог дает прогноз на будущее, и нужно сказать, что перспективы Католической Церкви рисуются довольно мрачными. Диоталлеви подсчитал, что при неизменном количестве ежегодных рукоположений в 2023 году число священников дальше сократится до уровня 25 407 человек.
Что делать? В обозримом будущем проблема может быть частично решена за счет «импорта» священников из-за границы, особенно из стран, где Католическая Церковь не переживает подобного кризиса. Любопытно, что в настоящее время большинство иностранных священников, служащих в итальянских приходах, – уроженцы бывших коммунистических стран Восточной Европы. Это поляки, словаки, хорваты. Немало здесь и африканцев. Сейчас уже 4,5% священников, подвизающихся в Италии, иностранного происхождения. В одной из областей страны, Умбрии, где находится город Ассизи, родина св. Франциска, половина священников в возрасте до 40 лет – иностранцы.
Причин кризиса много: их надо искать в культурных переменах, которые пережило итальянское общество за последние десятилетия, в изменившихся социальных условиях, а также (и это не последняя из причин) в недостаточной экономической обеспеченности пастырей. Приходской священник получает жалование, не превышающее 853 евро в месяц. Это меньше средней зарплаты итальянского рабочего, которая составляет 1200–1300 евро.
Раньше Италия была преимущественно аграрной страной с многодетными семьями, которые жили главным образом на селе. Будучи сильно привязанными к Католической Церкви, отцы этих семей считали делом чести отдавать хотя бы одного из восьми-девяти детей в духовную семинарию, где, между прочим, учеба была бесплатной. Значительная часть семинаристов принимала духовный сан. Теперь этот источник пополнения рядов приходских пастырей иссяк из-за изменившейся социально-экономической структуры и укрепившейся сознательности молодежи, которая не хочет вступать на «духовную стезю» просто по решению семьи, без глубокой личной убежденности в таком призвании.
Один из священников, опрошенных в рамках исследования Диоталлеви, 31-летний Франко Пагано, отмечает, что для преодоления кризиса духовенство «должно проявлять еще большую пастырскую сознательность, не скрываться от проблем, жить среди людей именно как пастыри». Но эта задача не из легких. Пагано один, без посторонней помощи, управляет приходом в деревне Риомаджоре, недалеко от Генуи, и, по собственному признанию, не всегда справляется с огромным количеством работы. Ему приходится совершать богослужения, преподавать Закон Божий в воскресной школе и в местной гимназии, посещать больных, совершать таинства крещения и бракосочетания, исповедовать, отпевать покойных. Раньше эти функции распределялись между двумя-тремя священниками, прикрепленными к приходу, а теперь одному заниматься всем этим часто не под силу.
Генеральный секретарь ККЕИ, епископ Джузеппе Бетори, не осмеливается идти дальше общих увещеваний. «Нужна, – считает он, – более сознательная вера, необходимое обновление требует большего внимания к изменяющемуся миру». Куда более интересные рекомендации дает 81-летний кардинал Карло Мария Мартини, архиепископ Милана на покое, ныне проживающий в Иерусалиме. Недавно он поделился своими размышлениями с австрийским священником Георгом Шпоршиллем, который опубликовал их в книге «Ночные разговоры в Иерусалиме», изданной в Германии. Кардинал Мартини признает, что у него были «трудности в отношениях с Богом», от которого он не мог получить ответа, например, на вопрос о том, «почему в Католической Церкви так мало священников». Он утверждает, что «Церковь должна проявить мужество и провести реформы», скажем, пересмотреть правила о целибате.
«Целибат, – считает Мартини, – должен быть настоящим призванием, которое, быть может, не всем дано». И дальше: «Доверять одному священнику все больше приходов или приглашать пастырей из-за границы – все это не решает проблемы. Церковь должна придумать что-то новое, к примеру – рассмотреть возможность рукополагать viri probati, то есть глубоко верующих, но женатых мужчин». Мартини не отвергает и идею в какой-то форме приобщать к священству и женщин, напомнив, что в Новом Завете говорится о «диакониссах».
Сейчас в Ватикане эти предложения вряд ли найдут поддержку. Однако кадровый кризис – реальность, и выход из положения придется искать. То, что сегодня кажется неприемлемым, в перспективе может оказаться возможным.
Рим