0
1314
Газета Тенденции Интернет-версия

19.09.2007 00:00:00

Дух закона и правда жизни

Тэги: свобода совести, себенцов


Когда в 1997 году принимался новый Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в российском обществе вспыхнула масса споров о том, какие нормы следует в него включать, а какие – нет. За десять лет закон доказал свою эффективность в качестве юридического инструмента в такой тонкой сфере, как свобода совести. Однако осталось множество проблем, обозначенных еще десять лет назад. Корреспондент «НГР» обратился к секретарю Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрею Себенцову как к юристу и чиновнику, который постоянно обращается к этому закону в своей профессиональной деятельности.

– Как вы считаете, удовлетворяет ли этот закон в нынешней редакции интересы религиозных организаций и объединений? Насколько велик разрыв между нормами закона (например, светскость) и реальным положением дел?

– Я считаю, что к закону, в целом, все приспособились и никто ничего лучше предложить не может. Хотя, конечно, пожеланий изменить его в ту или в другую сторону всегда было предостаточно. Но закон держится довольно устойчиво, он более или менее удовлетворяет всех. Это связано прежде всего с позицией Русской Православной Церкви. Еще когда его принимали, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) говорил: «Закон-то хороший, а вот какая политика будет...»

Между нормой и реальностью в любой сфере есть определенные разрывы. Вместе с тем происходит и некоторая переоценка понятий. Если 20 лет назад светскость понималась как нечто абсолютно атеистическое, то теперь это – немного другое. То, что РПЦ активно предпринимала попытки объяснить, что светскость и религиозность не противоречат друг другу, что они очень близки, сыграло свою роль в понимании этого принципа. Крупные юристы в России на эту тему пока что не высказались. Может быть, в будущем нас ожидает серьезный спор на эту тему и мы узнаем, что есть истина в данном плане с юридической точки зрения.

– Из религиозных организаций вы упомянули Русскую Православную Церковь. Еще пять-шесть лет назад в экспертном сообществе высказывалась идея «конкордата» (соглашения) между государством и РПЦ. Вы как относитесь к этой идее?

– Если говорить о едином большом соглашении между государством, с одной стороны, и РПЦ, с другой, то на сегодняшний день условий для этого нет. Но в определенном смысле такие «конкордаты» существуют, они закреплены массой соглашений, которые были заключены между различными федеральными и региональными органами исполнительной власти и религиозными организациями. Там могут быть оговорены самые разные вопросы, в том числе – забота о подрастающем поколении, о нуждающихся в поддержке и опеке, вопросы сохранения культурных ценностей. Таких договоров десятки. Напрямую нынешний закон о свободе совести эти соглашения не упоминает, но и не запрещает их. Говорить о том, что подобные соглашения не соответствуют закону, безосновательно. Они обладают юридическим статусом административного договора. Его особенностью является то, что орган государственной власти обязан держаться в рамках тех полномочий, которые установлены законодательством. Надо сказать, что они не всегда удерживаются в этих рамках. Иногда государственные органы выходят за них и записывают в договоре с религиозной организацией что-нибудь вроде «противодействия тоталитарным сектам». Иногда и религиозные организации заходят на чужое поле деятельности. Скажем, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов заключил с Русской Православной Церковью соглашение, в котором обязал ее пропагандировать свою пенсионную реформу. С этими вещами, конечно, нужно быть осторожнее.

– В Госдуме часто обсуждаются различные предложения внести поправки в закон о свободе совести, но до серьезных изменений дело не доходит. За период вашей работы в правительственной комиссии какие законотворческие инициативы были наиболее экстравагантными?

– В основном те предложения, которые по этому закону были, сводились к укреплению роли религиозных организаций, прежде всего – традиционных. Это общая тенденция для республик бывшего Советского Союза, в том числе и для России. С точки зрения экстравагантности я бы упомянул два особенно запомнившихся законопроекта. Один из них предлагал перевести наше летосчисление на юлианскую систему с тем, чтобы мы стали еще больше отличаться от остального мира.

Другой законопроект предлагал придать научно-атеистическим обществам тот же статус, которым обладают религиозные организации. Это действительно довольно забавно: ведь религиозные организации для своей богослужебной деятельности нуждаются в специальных помещениях, в специальной утвари и прочих атрибутах обрядового характера. Эта сторона их деятельности во многом и отличает религиозные организации от всех других. А как определить, является ли общественная организация научно-атеистической? Вот, например, Российская академия наук с десятью академиками, написавшими знаменитое письмо, – атеистическая организация? Определить это на практике с юридической точки зрения невозможно.

– Как вы относитесь к концепции разделения религий на традиционные и нетрадиционные, нашедшей свое отражение в преамбуле закона?

– В преамбуле не говорится об этом. Там делается ссылка на ту историческую роль, которую некоторые религии сыграли в развитии нашего общества и государства. Отсюда, конечно, можно сделать вывод, что они-то и есть традиционные. Но это определение не юридическое, а историко-культурологическое. То есть само по себе понятие традиционной религии в юриспруденции отсутствует, но вполне естественно, что в области других наук оно есть.

– Многие страны СНГ ужесточают законодательство о свободе совести, закрывая свои границы для нетрадиционных религий, для инаковерующих. Только в этом году были изменены, причем в сторону ограничения прав верующих, законы о религии в Таджикистане, Молдавии, готовятся похожие ограничения в Азербайджане. Ожидать ли в обозримом будущем таких изменений и в России?

– С одной стороны, в России может быть все что угодно. Россия – страна с непредсказуемым прошлым и будущим. Поэтому выражать уверенность в чем-либо я бы не стал. Но, с другой стороны, из всех перечисленных вами государств Россия – наиболее многонациональная и многоконфессиональная страна. Я думаю, что при всем многообразии традиционных религий и при всех демографических подвижках в составе населения резких изменений в сторону ужесточения законодательства о свободе совести у нас в обозримом будущем не ожидается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
469
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2183
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1422
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1059

Другие новости