0
1480
Газета Тенденции Интернет-версия

01.08.2007 00:00:00

Неверие как вызов и повод для размышления

Тэги: атеизм, агоностицизм, обирек, польша


На родине Станислава Обирека еще недавно называли «польским Гансом Кюнгом». Бывший ректор краковского Колледжа иезуитов и профессор философско-педагогического училища «Игнатианум», Обирек неоднократно критически высказывался в СМИ о понтификате Иоанна Павла II. В 2005 году глава провинции Общества Иисуса в Польше даже запретил ему общаться с прессой и преподавать в «Игнатиануме» сроком на год. Осенью того же года Станислав Обирек вышел из Общества Иисуса и сложил с себя сан священника. Теперь он светский человек, ученый, профессор факультета международных отношений и политологии Лодзинского университета.

Впрочем, Станислав Обирек известен не только как критик современной Римско-Католической Церкви, но и как инициатор диалога с атеистами и агностиками. В 2002 году в Кракове увидела свет книга «Что нас объединяет? Диалог с неверующими», содержащая материалы бесед и переписки Обирека с известными польскими философами, социологами, писателями, публицистами. Среди его собеседников были Станислав Лем, Зигмунд Бауман, Адам Михник. Оглядываясь назад, Станислав Обирек считает опыт общения с неверующими одним из главных в своей жизни.

– Господин профессор, какие цели ставят перед собой верующий и атеист (или агностик), вступая в диалог друг с другом? Кому такой диалог дает больше: верующему или неверующему?

– Как и в любом случае, когда речь идет о встрече двух людей, цели могут быть разными. Их можно ставить перед собой сознательно, они могут быть продиктованы и внешними обстоятельствами. Я убежден в том, что главная причина, по которой верующий и неверующий вступают в диалог, – это жажда познания, интерес к инаковости.

Верующий человек хочет понять, как можно жить, не связывая свою жизнь с религией. Ведь для верующего это основа существования. Для человека неверующего такой диалог – возможность узнать, насколько его представления о религии соответствуют действительности. В этом плане нельзя сказать, что кому-то диалог дает больше, а кому-то меньше. Происходит взаимообогащение.

– В 1940–1980-е годы атеизм являлся государственной идеологией в странах Восточной Европы. На ваш взгляд, оказало ли это существенное влияние на сознание, мировоззрение их жителей?

– Могу сказать о себе. Я родился в 1956 году в стране, подверженной программной атеизации. В то же время я рос в католической семье, и в Польше это было скорее правилом, чем исключением из него. Мы воспитывались в довольно специфической атмосфере: официально религия считалась предрассудком, с которым нужно было бороться, а в частной жизни этот «предрассудок» формировал устои семьи.

Это оказало серьезное влияние на понимание как религии, так и атеистической идеологии. Религиозность считали «частным делом» и даже стыдливо скрывали, а атеизм зачастую был обычной конъюнктурностью. Общество неофициально идеализировало религию и демонизировало атеистическую идеологию, что, как нетрудно догадаться, не помогло ни религии, ни атеизму.

Сегодня, по крайней мере в Польше, диаметрально противоположная ситуация. Атеизм требует своего рода героизма, предполагает неизбежное противостояние господствующей политической идеологии, которая сделала из религии выгодного и удобного союзника. Насколько мне известно, ситуация складывается иначе там, где католицизм не является господствующей конфессией, например в Чехии или на территории бывшей ГДР. Там атеизм стал частью современной мировоззренческой системы.

– Оказал ли диалог с неверующими влияние на ваше собственное мировоззрение? Можете ли вы привести пример атеиста, которого вы искренне уважаете?

– Всякая встреча с другим человеком меняет меня, заставляет осознать ошибочность или ограниченность моей позиции. Это можно сказать и о диалоге с неверующими. Благодаря ему я понял, насколько проблематична сама религия. Именно встреча с людьми, для которых религия ничего не значит, заставила меня задуматься над основами моей веры.

Приверженцев атеистического мировоззрения, которых я уважаю, очень много. Для начала я назвал бы свою жену, ее атеизм столь же естественен, как и моя религиозность. Мы встретились, теперь мы муж и жена, и это лишь доказывает, что религиозность и атеизм могут дополнять и обогащать друг друга.

Если говорить о философах, то в первую очередь я упомянул бы Станислава Лема. Я имел удовольствие познакомиться с ним, и наша переписка касалась именно проблем веры и неверия. Его книги и взгляды – подтверждение тому, что честность и целостность жизненного пути человека не зависят от внешних условий. Наследие Лема, литературное и философское, – необычайно захватывающее описание познавательных возможностей человека.

Мне близок взгляд польского философа Лешека Колаковского на религиозную действительность. Я также уважаю Зигмунда Баумана за его вдумчивый анализ современности. Он дал мне понять, что отзывчивость общества не обязательно связана с религией, а каждая его новая книга – точка отсчета для общественной дискуссии на тему состояния человечества в эпоху постмодерна. Особо я выделил бы философа Яна Воленьского, мы дружим много лет, и именно с ним я чаще всего обсуждаю вопросы религии и атеизма. Он рассуждает о логических границах религиозного мышления, но в то же время моя религиозность ему совершенно не мешает. Напротив, как мне кажется, он заинтригован моим мировоззрением.

– В одном из своих интервью вы говорили, что епископат Католической Церкви в Польше не особенно интересовался вашим опытом в области диалога с атеистами. Это исключительно польская проблема? Или проблема всей Католической Церкви?

– Это проблема любой институциональной религии, особенно религии, играющей важную роль в том или ином обществе. Всякий неверующий – это своего рода вызов, он подчас ставит под сомнение право религии на существование. Этого никто не любит. Точно так же атеистические государства боролись со всевозможными проявлениями религиозности.

Я не хотел бы сводить институциональную религию к государственной идеологии, просто хочу обратить внимание на схожесть механизмов. Примеры можно найти в исламских странах. Насколько я знаю, в России политики также охотно заявляют о своей приверженности православию. То же самое мы наблюдаем в США, где президенты часто говорят о своей религиозности и даже ссылаются на особый «мандат» от Бога, как Джордж Буш. Случай Католической Церкви лишь подтверждает общее правило. Диалог с неверующими был, остается и, видимо, навсегда останется уделом единиц, которые чувствуют ограниченность официальных установок. Я отношусь именно к таким людям.

– Является ли, на ваш взгляд, вера основой нравственности?

– Мне часто задают этот вопрос, и я обычно отвечаю на него коротко: нет, не является. В своей жизни я встретил множество атеистов, чьим героизмом я восхищаюсь, и множество верующих, за чьи поступки мне искренне стыдно. Вообще ответить на ваш вопрос теоретически нельзя, нужна практика, конкретные случаи.

Можем вспомнить Евангелие: «Не всякий, говорящий Мне «Господи, Господи!» – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Или «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:20)... Быть может, и ярлыки «верующий» или «неверующий» не столь важны для нравственности? Быть может, важны конкретные поступки каждого человека?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
622
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2347
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1556
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1186

Другие новости