«Религия – провозвестница мира» – говорится в послании Папы Римского Бенедикта XVI участникам Межрелигиозной встречи, которую 4 и 5 сентября проводила в итальянском городке Ассизи римская организация «Община святого Эгидия». В мероприятии приняли участие около 200 представителей католицизма, православия, протестантизма, иудаизма, ислама, синтоизма и других религиозных организаций. Эта встреча была приурочена к 20-летию Первой молитвы за мир в Ассизи, организованной в 1986 г. по инициативе Иоанна Павла II. Ее участники обсуждали роль религий и межрелигиозного диалога в деле сохранения и восстановления мира на Земле.
Какую пользу приносят подобные встречи? Лидеры мировых религий призывают к миру, но в то же время большинство конфликтов, раздирающих сегодня планету, имеют религиозную подоплеку. В частности, участники израильско-палестинского конфликта, политического по своей сути, используют ссылки на священные тексты для обоснования своей правоты.
В начале 90-х гг. военные столкновения в Боснии и Герцеговине приобрели характер сведения счетов между католиками-хорватами, православными сербами и боснийцами-мусульманами. «Война с мировым терроризмом» все чаще воспринимается на Западе и в мусульманских странах как «столкновение цивилизаций», как мировая война христиан и мусульман. Мировой опыт показывает, что религии, несмотря на их призывы к миру, к сожалению, становятся рассадниками конфликтов.
Что же тогда могут дать миру подобные мероприятия, когда кажется, что Бог оставил людей на произвол судьбы, а некоторые из них даже начали сомневаться в Его существовании? В первую очередь, эти встречи – акт доброй воли. Вне всяких сомнений, все люди, как верующие, так и неверующие, предпочитают жить в мире. Президент Италии Джорджио Наполитано, бывший генсек Итальянской Коммунистической партии, выступая в Ассизи, подчеркнул, что является человеком светским, не принадлежит ни к одной религии, но в то же время присоединяется к молитве верующих за мир. Под аплодисменты присутствующих Наполитано поднял к небу зажженную «лампаду мира».
В Ассизи свершился подвиг св. Франциска, «апостола смирения», которого в Католической Церкви почитают именно как провозвестника мира. Не случайно представители различных религий сегодня собираются под его «покровительством». Папа Бенедикт XVI в своем послании, прочитанном участникам встречи епископом Ассизи Доменико Соррентино, призвал лидеров всех религий «перед лицом постоянных проявлений терроризма и насилия продемонстрировать силу молитвы. Именно она может помочь развитию диалога между людьми разных культур и вероисповеданий и тем самым способствовать миру на планете».
Председатель Папского совета по содействию единству христиан кардинал Вальтер Каспер, выступая на встрече, отметил, что «война порождает больше террористов, чем их уничтожает». Разрешение ближневосточного конфликта, по его словам, «превышает человеческие возможности», но в то же время «те, кто полагает, что проблемы решаются только при помощи ракет и гранат, весьма наивны, потому что такими средствами можно принести лишь разрушение и смерть».
Участники встречи в Ассизи приняли текст воззвания к мировой общественности. В нем, в частности, говорится: «Минувший век показал, что тоталитарные идеологии приводят лишь к войнам и миллионам человеческих жертв, но не обновляют мир. Никакое столкновение не является неизбежным, а всякая война неприемлема. От мира нельзя отказываться даже в том случае, если кажется, что сохранить его невозможно». Хорошие, благородные слова, но меж тем конфликтам не видно конца. Можно молиться, но что дальше? Вопрос, увы, остается без ответа.
Эти трудности сознает и профессор Андреа Риккарди, один из руководителей «Общины святого Эгидия». Вспоминая в газете «Corriere della sera» о тех мотивах, которые побудили Папу Иоанна Павла II организовать Первую молитву за мир, Риккарди отметил: «Тогда большинство социологов полагало, что религии вот-вот станут маргинальным явлением, не выдержав натиска секуляризации. Сегодня же религии стали играть важную общественную роль, в том числе и негативную – в развязывании войн, в разжигании терроризма. Иоанн Павел II заранее предугадал эти перемены».
По мнению Риккарди, Иоанн Павел II не хотел оставлять за Советским Союзом монополию на «борьбу за мир», которую, в частности, проводило тогда в жизнь руководство Русской Православной Церкви и других христианских Церквей Восточной Европы. Иоанн Павел II неоднократно подчеркивал, что «мир – наша идея, за мир должны выступать мы, христиане и религиозные люди». Кроме того, по словам Риккарди, «уже в начале 90-х годов Понтифик понял, что ислам станет проблемой для современного мира».
Встреча в Ассизи не обошлась и без «скандальных» моментов. Польский кардинал Юзеф Глемп заявил, что в Ватикане в свое время устроились советские шпионы, которые следили за Иоанном Павлом II. Он также сказал, что примерно 15% польского католического духовенства сотрудничало с секретными службами коммунистической Польши. На вопрос о том, станет ли когда-нибудь известна правда об организаторах покушения на Иоанна Павла II 13 мая 1981 года, Глемп ответил: «Нужно еще подождать. Правда выяснится, я в этом уверен».
Впрочем, Глемп усомнился в том, что за покушением стоял СССР. «С этим покушением не все ясно, – сказал Глемп итальянскому агентству печати ANSA. – Нет достоверных следов, которые можно было бы проверить. Всегда говорили, что за этим стоял КГБ, но доказательства отсутствуют... Впрочем, правда всегда выходит наружу. Нужно только иметь терпение».
Терпение терпением, но выходит, что и сами религиозные лидеры, молясь за мир, не перестают думать о заговорах, покушениях и сведении счетов с прошлым...
Рим