Станем ли мы в скором будущем свидетелями Судного дня? Ожидать ли нам светопреставления уже в ближайшее время? Некоторые фундаменталисты, представляющие три монотеистические религии – христианство, иудаизм и ислам, – отвечают на этот вопрос утвердительно уже сейчас.
Начнем с ислама. Здесь в первую очередь следует остановиться на фигуре президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, объявившего о своем стремлении стереть Израиль с лица земли. До того как занять президентское кресло, Ахмадинежад был мэром Тегерана и тратил огромные средства на благоустройство города. Казалось бы, это и есть прямая обязанность любого градоначальника. Однако мэр заботился не только о том, чтобы улучшить условия жизни населения шумной и довольно грязной столицы, но и готовил город к пришествию имама Махди.
Согласно учению шиитов (именно шиитская «версия» ислама является официальной в Иране), Махди – это двенадцатый имам из рода Али, зятя и одного из ближайших сподвижников Пророка Мухаммеда. Шииты верят в то, что двенадцатый имам таинственно «исчез» где-то в 873–874 гг. Этот «скрытый имам» вернется к концу времен для спасения правоверных и, в свою очередь, посрамления неверных. Его появлению будут предшествовать различные напасти, которые должны лишь укрепить веру мусульман.
Ахмадинежад считает, что это время уже настало. Речь, конечно, идет о политике Джорджа Буша, объявившего Иран «государством-изгоем», о попытках свернуть иранскую ядерную программу и об угрозе военного нападения со стороны США. В 2004 году Ахмадинежад заявил, что Махди якобы объявится через два года, то есть к концу нынешнего 2006 года.
Говорил он об этом и в речи, произнесенной на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2005 года: «О, Всевышний, я молю Тебя, чтобы Ты ускорил появление последнего нашего благодетеля, обетованного Махди, того единственного и совершенного существа, который подарит нашей планете справедливость и мир».
Представления о конце света, конечно, есть и в христианстве. Однако большинство современных христиан, будь то католики, православные или протестанты, не пытаются предсказать точные сроки грядущего светопреставления, ссылаясь при этом на слова Христа из Евангелия от Матфея: «Не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25:23). В свою очередь, о скором втором пришествии Христа говорят американские протестантские фундаменталисты, как правило, принадлежащие к харизматическим Церквам и движениям.
В числе сторонников идеи скорого светопреставления есть и известные телепроповедники. Это в первую очередь Пат Робертсон и Джерри Фолуэлл, придающие своим «богослужениям» вид крупномасштабных эстрадных шоу. Один из наиболее известных в США поборников идеи близкого светопреставления Тим Лахей вместе с Фолуэллом основал движение «Моральное большинство». Эсхатологические настроения проскальзывают и в выступлениях одного из идеологов американского неоконсерватизма Билла Кристола, к которому президент Джордж Буш относится с большим уважением.
Интересно, что протестантские фундаменталисты рассматривают нынешние трагические события на Ближнем Востоке, а именно войну в Ираке и войну Израиля против движения «Хезболлах» в Ливане, как то самое «время страданий», о котором говорится в Евангелии от Марка (13:1-37) и в Откровении Иоанна Богослова. Некоторые харизматические проповедники называют второе пришествие Христа словом «rapture», что дословно означает «вознесение».
Они опираются на слова апостола Павла из Первого послания к Фессалоникийцам: «Мы восхищены (вознесены) будем на облаках в сретение Господу на воздухе и так всегда с Господом будем» (4:17). Но этому «вознесению» должны предшествовать определенные события, в частности появление Антихриста. На эту роль фундаменталисты выдвигают несколько «кандидатур», причем наибольшей популярностью пользуются Усама бен Ладен и Ахмадинежад.
Кроме того, по мысли протестантских ультрафундаменталистов, евреи в преддверии конца света должны вернуться на Святую Землю и, что особенно важно, признать Христа Мессией и обратиться в христианство. В связи с этим они указывают на Послание Павла к Римлянам, где есть такие слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; итак весь Израиль спасется, как написано (у Исаии. – Прим. авт.): придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (11:25-26).
Что касается простых американцев и их отношения к скорому концу света, то сказать нечто определенное по этому поводу достаточно сложно. Систематических исследований по данной тематике не было. Можно ссылаться лишь на социологические опросы, которые проводились некоторыми СМИ. В частности, опрос, проведенный журналом «Newsweek», показал, что 36% американцев считают Откровение Иоанна Богослова «подлинным пророчеством».
Газета «Los Angeles Times» приводит данные, свидетельствующие о том, что 40% жителей США видят в происходящих в мире событиях знаки грядущего светопреставления. А опрос, который еженедельник «Time» провел совместно с телекомпанией CNN, выявил примечательный факт: по мнению одной четверти респондентов, террористическая атака на «башни-близнецы» в Нью-Йорке в сентябре 2001 года каким-то образом предсказана в Библии.
Любопытно, что ключевым элементом представлений о близком конце света, распространенных среди протестантских фундаменталистов в США, является поддержка Израиля, но лишь при условии обращения евреев в христианство. Здесь особенно выделяется Джо Хэги, пастор баптистской Церкви Краеугольного камня (Cornerstone Church) в Сан-Антонио (штат Техас). Он основал организацию «Объединенные христиане за Израиль» и изложил свои взгляды в книге «Обратный отсчет для Иерусалима» («Jerusalem Countdown»). Хэги всячески содействовал иммиграции евреев в Израиль. В частности, он помог 12 тысячам российских евреев переселиться на историческую родину. Он также собрал среди своих сторонников и прихожан несколько миллионов долларов для больниц и детских домов в Израиле.
В подобном ключе действует и Билл Маккартни, один из основателей консервативного протестантского объединения «Хранители обетования». Он же создал организацию «Путь к Иерусалиму». Ее цель – христианское миссионерство среди евреев. Эти группы и организации не только поддерживают Израиль, но приветствуют и экспансионистские устремления его крайне правых кругов.
Христианские «ускорители Судного дня» считают, что второе пришествие Христа состоится тогда, когда евреи займут всю территорию, принадлежавшую им в библейские времена. Тогда силы добра и зла вступят в бой, предсказанный в Откровении Иоанна Богослова.
Едва ли евреи смогут быть благодарны протестантским фундаменталистам за такую поддержку. Ведь Хэги и Маккартни в конечном итоге предполагают исчезновение иудаизма как самостоятельной религии. Это хорошо понимают в самих еврейских религиозных кругах. Например, раввин Брэд Хиршфильд, заместитель председателя «Национального Еврейского центра по вопросам образования и руководства» (National Jewish Center for Learning and Leadership), относится к этим христианским лидерам со смешанными чувствами.
Он заявил: «Я искренне верю, что Джо Хэги смелый, прекрасный человек. Я сердечно благодарен ему за то, что ему удалось направить в Израиль самолеты с иммигрантами. Но тем не менее его заявления чрезвычайно опасны. Ведь он верит в то, что единственный путь к Богу лежит через Иисуса. И тут я уже не могу с ним согласиться».
Сторонники идеи скорого конца света в США рассматривают исламский фундаментализм как проявления Антихриста, а борьбу с ними – как религиозный долг. Для них вторжение американских войск в Ирак – лишь предварительный акт в эсхатологической борьбе, которая уже предсказана в Откровении Иоанна.
Они ссылаются на 9-ю главу, где говорится: «Шестой ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего перед Богом, говоривший шестому ангелу, имевшему трубу: освободи четырех ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей».
В этом довольно темном пророчестве христиане, подверженные эсхатологическим настроениям, видят (главным образом из-за упоминания Евфрата) и свержение Саддама Хусейна, и якобы поощрявшийся им терроризм, и кровавые события, которые поныне происходят в самом Ираке. По мнению Хэги, христианский мир не должен опасаться войны с исламской цивилизацией, но, наоборот, должен приветствовать ее как неизбежный этап на пути к всеобщему спасению.
Фото Reuters
Один из ораторов, известный фундаменталист Гари Фрейзер, так прямо и заявил: «Аллах и Иегова – не один и тот же бог... Ислам – сатанинская религия: нет никакого сомнения в том, что он собирается атаковать Израиль». Свою речь Фрейзер закончил призывом: «Проснитесь! Проснитесь!» Эти же протестантские фундаменталисты являются наиболее убежденными сторонниками идеи нанесения превентивного военного удара по Ирану не столько по политическим причинам, сколько из убеждения, что Иран – одна из «пешек» Антихриста, действующего в мире.
«Эсхатологисты» имеют определенное влияние в США. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в конце июля телекомпания CNN посвятила две передачи теме «Насилие на Ближнем Востоке и пророчества о конце мира». В передачах участвовали известные в США писатели-фундаменталисты Джерри Дженкинс и Джоул Розенберг. Последний является автором книги «Версия Иезекииля», в которой все, что происходит сегодня на Ближнем Востоке, рассматривается «как цепь предсказанных в Ветхом Завете событий». В частности, по его мнению, об этих событиях много говорится в Книге пророка Иезекииля. «Возрождение Израиля и тот факт, что евреи сегодня живут на Святой Земле, – все это реализация библейских пророчеств. Если Иран, Ливия, Сирия, Ливан и Россия начинают формировать союз против Израиля, то это не что иное, как исполнение пророчеств из Иезекииля».
Розенберг уверен, что в 38-й и 39-й главах из книги ветхозаветного пророка перечисляются многие народы и княжества, враждебные Израилю, которые Господь низвергнет. Когда их полчища потерпят поражение, в Израиле воцарится мир, а его народ станет «сжигать оружие – щиты и латы, луки и стрелы, и булавы, и копья».
Применимо ли все это к нынешней ситуации? Розенберг считает, что да. По его мнению, в двух указанных главах из книги Пророка Иезекииля предсказывается «союз мусульманских стран с целью разрушить Израиль и «освободить» Иерусалим». Как раз это, по его убеждению, и происходит сегодня.
Кроме того, продолжает он, «Иезекииль, в главах с 40-й по 48-ю, рассказывает о восстановлении Храма Соломонова в Иерусалиме». Но, признает Розенберг, «если бы это произошло в настоящее время, то вызвало бы гнев миллиарда мусульман во всем мире». Тем не менее «Библия говорит, что Иерусалим вернется под контроль евреев в последние дни. Это одно из предзнаменований (Судного дня. – Прим. авт.). Сегодня мы находимся на этой стадии. Ведь иранский президент Махмуд Ахмадинежад или лидер «Хезболлах» Хасан Насралла – все они упоены мечтой захватить Иерусалим».
В одной из передач CNN Розенберг сказал, что его книга произвела большое впечатление на политических лидеров в Соединенных Штатах. «Меня, – заявил писатель, – пригласили в Белый дом. Кроме того, члены Конгресса хотят интерпретировать события на Ближнем Востоке через призму библейских пророчеств».
Существует также и иудейский мессианизм, или «эсхатологизм». По убеждению его сторонников, ныне происходящее уже предсказано в священном Писании иудаизма и приближает конец света. Однако тенденции такого рода, насколько можно судить по имеющимся данным, в иудаизме значительно скромнее, чем среди протестантских фундаменталистов. Главным образом иудейские проповедники грядущего пришествия Мессии (Мошиаха) отталкиваются от идеи, что конец времен приблизит восстановление Иерусалимского Храма, разрушенного римлянами в 70 году н. э. Сейчас на Храмовой горе в Иерусалиме – на том месте, где стояла главная иудейская святыня, находятся две из наиболее почитаемых исламских святынь – Масджид аль-Акса («Дальняя мечеть») и Куббат ас-Сахра («Мечеть Скалы»).
Реконструкция Храма – давняя мечта религиозных евреев, в том числе и тех, кто живет в диаспоре. С восстановлением храма, согласно некоторым представлениям, связано и пришествие Мессии. Сегодня существует специальный Институт Иерусалимского Храма. Его сотрудник Гершон Соломон недавно заявил газете «Los Angeles Times»: «Ели Храм удастся восстановить, то это будет означать конец ислама». Во всяком случае, как признает и Джоул Розенберг, реконструкция Храма означала бы разрушение двух мечетей, что, несомненно, привело бы к дальнейшему обострению и без того непростых отношений между Израилем и исламским миром, причем не только арабским.