Своеобразным подведением итогов минувшего года стало выступление 10 января Папы Римского Иоанна Павла II перед послами 178 стран мира, аккредитованными в Ватикане.
Глава Католической Церкви, которому в этом году должно исполниться 85 лет и здоровье которого сильно подорвано тяжелой болезнью, прочитал только начало и концовку своей речи. В послании, оглашенном его помощниками, Иоанн Павел II напомнил о многочисленных войнах и вооруженных конфликтах в различных регионах мира и призвал "победить зло добром". К этим войнам сегодня добавляется международный терроризм, достигший в наши дни масштаба, "неведомого предыдущим поколениям".
Сегодня в мире от недоедания страдают сотни миллионов людей, поэтому глава Католической Церкви призвал богатые страны отказаться от эгоизма, проявлять щедрость и помогать голодающим. Иоанн Павел II также призвал к тому, чтобы во всем мире было защищено право на свободу вероисповедания, которое во многих странах остается "непризнанным".
Что касается проблемы абортов, искусственного оплодотворения, использования эмбриональных клеток человека в научных целях и клонировании, то здесь, по словам Понтифика, сталкиваются противоположные тенденции. Он в очередной раз подчеркнул, что Римско-Католическая Церковь приравнивает покушение на жизнь эмбриона человека к убийству.
Минувший год для всех христианских Церквей мира был нелегким. Например, большую озабоченность Ватикана вызывает ситуация в самой Европе, которая заражена "вирусом секуляризма". В послании ассамблее католического епископата Европы, проходившей в английском городе Лидсе с 30 сентября по 3 октября прошлого года, Иоанн Павел II призвал иерархов "вести народы к познаванию общих духовных корней и непреходящей мудрости христианского наследия".
Беспокойство Понтифика вызывает тот факт, что в Европейской конституции, принятой в Риме и еще подлежащей ратификации отдельными странами Евросоюза, нет упоминания о "христианских корнях" европейской цивилизации. Эту озабоченность разделяет и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, еще в феврале 2004 г. заявивший: "Я думаю, Европа не должна забывать того христианского вклада, который был сделан в ее культурное становление".
Проблема мира остается до сих пор одним из главных приоритетов Римского престола. В июне, незадолго до визита в Ватикан американского президента Джорджа Буша, Иоанн Павел II, имея в виду ситуацию в Ираке, заявил: "Мир во всем мире необходим, люди жаждут его, но часто методы достижения этого мира оказываются неприемлемыми".
Подлинные усилия по поддержанию мира, по мнению Ватикана, связаны с назревшей серьезной реформой Совета Безопасности ООН. Наблюдатель Ватикана при этой международной организации архиепископ Челестино Мильоре, выступая 4 октября на Генеральной Ассамблее ООН, заявил, что состав Совета Безопасности "должен, насколько возможно, отражать ситуацию в мире, представляя различные геополитические регионы, уровни экономического развития и различные цивилизации".
Напряженными оставались в минувшем году отношения между Ватиканом и Московским Патриархатом. Представители Русской Православной Церкви (РПЦ) выдвинули в адрес католиков обвинения в прозелитизме. Исполнительный секретарь Конференции католических епископов РФ священник Игорь Ковалевский вынужден был признать, что "некоторые факты вызывают недоразумение и могут быть истолкованы как прозелитизм, однако это не является намеренной практикой".
В марте появились слухи о возможной встрече Иоанна Павла II и Алексия II в Польше, но позднее они были опровергнуты. Ситуация была настолько сложной, что митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, отвечающий за отношения Русской Православной Церкви с другими христианскими Церквами, констатировал тот факт, что за последние годы отношения между Московским Патриархатом и Ватиканом были на грани разрыва.
До сих пор остается острой полемика вокруг Греко-Католической Церкви на Западной Украине.
В феврале Патриарх Алексий II принял главу Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера. Предстоятель РПЦ высказал свою озабоченность тем, что "отношения между Церквами за последние годы сложились не лучшим образом". Каспер, в свою очередь, призвал обе Церкви "преодолеть предрассудки и отказаться от полемики", отметив, что "сегодня восстановление единства христианских Церквей насущно и важно для единства Европы".
Тем не менее зарубежные обозреватели считают, что, несмотря на сложные отношения между Ватиканом и Московским Патриархатом, их диалог носит вполне конструктивный характер. Одним из примеров этого является, в частности, возвращение в Москву 28 августа одного из списков Казанской иконы Божией Матери, хранившегося в Ватикане.
Этот жест не остался незамеченным. В октябре на конференции, посвященной итогам Архиерейского Собора РПЦ, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл рассказал о создании "совместной комиссии, которая рассматривает случаи прозелитизма, или экспансии Католической Церкви на территории России". Он с удовлетворением отметил: "...обе стороны согласились, что проблемы существуют, и начали их рассматривать".
Примером развития диалога двух Церквей стал визит в ноябре прошлого года в Москву президента Папского совета по вопросам культуры кардинала Поля Пупара по случаю открытия католического Культурного центра "Духовная библиотека". Во время своего визита Поль Пупар встретился с Предстоятелем РПЦ Алексием II и посетил Московскую духовную академию.
Таким образом, позиции Москвы и Ватикана совпадают по целому ряду вопросов, прежде всего в том, что касается утверждения христианских ценностей и пастырской деятельности Церквей в условиях "воинствующего" европейского секуляризма.