С кем бывает Бог во время войны? Разумеется, с "нами", а не с "ними". Сказал же Христос своим ученикам: "Кто не с вами, тот против вас". Во все времена воюющие стороны поддавались искушению зачислить Всевышнего в свои ряды. Нынешняя война в Ираке - не исключение. Даже не особенно религиозный Саддам Хусейн считает, что Бог на его стороне. А уж глубоко верующий Джордж Буш - и подавно.
"Буш и Бог": эта тема широко обсуждается по обе стороны океана. О ней пишут то с благоговением, то с издевкой. Войну против Саддама Буш рассматривает в контексте библейской борьбы Добра со Злом. Вторжение в Ирак для него - своего рода миссия, которую он осуществляет по велению свыше. Накануне начала военных действий Буш, выступая перед конгрессменами и религиозными деятелями на 51-м "национальном молитвенном завтраке" в Вашингтоне, сказал: "Я верую в Бога и в силу молитвы. Мы - молящаяся страна. Я молюсь Богу о даровании мне силы, ибо ничто не поколеблет нашу веру - веру в миссию Америки в мире". Когда начались бои и антииракская коалиция понесла первые потери, американский президент заявил, что он молится "Богу о спасении и даровании выдержки всем силам коалиции: американцам, британцам. Всем, кто может потерять жизнь в нашей борьбе за мир и свободу в мире". Возглас "God bless America!" (Боже, благослови Америку!) неизменно присутствует в конце его выступлений.
Как отмечают некоторые аналитики, у войны в Ираке идеологические, а не экономические корни. По их мнению, администрация Буша - самая идеологизированная за историю Соединенных Штатов.
Часто Буш не ограничивается простым упоминанием имени Божьего. Порой его речи звучат как настоящие проповеди. Сразу после гибели космического корабля "Колумбия" Буш обратился к народу: "Сегодня на наших глазах в небе разыгралась трагедия. Но, как говорит пророк Исаия: "Поднимите глаза ваши на высоту небес, и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает" (Ис. 40:26). Творец, который знает звезды по имени, знает и имена семи душ, которых мы сегодня оплакиваем. Экипаж шаттла "Колумбия" не вернулся на землю, но мы будем молиться о том, чтобы он благополучно вернулся домой". То есть на небеса.
Противники Буша в Америке опасаются, что президент, постоянно ссылающийся на Бога и убежденный в том, что исполняет волю Божью, может склониться к экстремизму. Некоторые усматривают в действиях президента даже нарушения американского законодательства, поскольку Церковь в США отделена от государства согласно Первой поправке к Конституции. Однако необходимо отметить, что Буш - методист по вероисповеданию - в своих выступлениях не ссылается ни на какую конкретную конфессию. Большинство его высказываний о Боге приемлемы для всех: и католиков, и протестантов, и иудеев, и мусульман.
Партия консерваторов, напротив, в восторге от набожности Буша: один из ее представителей, журналист Бен Шапиро, пишет, что именно религиозный подход Буша к трудным, драматическим ситуациям заставляет "благодарить Бога за то, что Буш стал президентом Соединенных Штатов".
Буш - не исключение в истории США. Так или иначе все президенты в различных ситуациях искали опоры в религии. Американский народ глубоко убежден в том, что его священный долг - спасать мировые духовные ценности, которым угрожают материализм и безразличие.
Обратимся к истории. Значительную часть переселенцев в Новый Свет составляли те, кого преследовали на родине за религиозные убеждения. Отправляясь за океан, они чувствовали себя глашатаями новой христианской эры.
В ноябре 1620 года к берегам Америки на корабле "Мэйфлауэр" прибыли пуритане - сторонники "чистого" христианства. "Отцы-пилигримы" дали торжественное обещание построить на новой земле справедливое общество, основанное на строгом соблюдении принципов христианства.
Дух "отцов" живет в американцах до сих пор. Им руководствовался президент Вильсон, который втянул США в Первую мировую войну, чтобы "спасти цивилизацию и утвердить в мире демократию". Тот же идеализм проявился и в его знаменитых "14 пунктах", и в создании "Лиги Наций", с помощью которой Вильсон хотел "сохранить мир на вечные времена". Этому духу верен и Джордж Буш. Американское "мессианство" нередко приводило к плачевным результатам, однако Соединенным Штатам всегда удавалось выйти сухими из воды.
Некогда подобные настроения царили и в Европе. Достаточно вспомнить знаменитое стихотворение Редьярда Киплинга "Бремя белого человека" (1899 г.). Под "бременем" автор понимал необходимость нести цивилизацию "диким" народам. Однако в дальнейшем европейцы накопили столь горький опыт мессианства, что выставление напоказ религиозных чувств до сих пор не свойственно нашим политикам. В Европе как бы стесняются "впутывать" Бога в земные дела. Именно поэтому члены "Европейского конвента" никак не могут договориться о том, следует ли вообще упоминать Бога в Конституции Европейского союза.
История Европы значительно древнее и трагичнее американской. Европейцы не забыли, как церковные и светские власти поминали имя Божье для оправдания войны и разбоя. Когда Папа Урбан II в 1095 г. провозгласил начало первого крестового похода, собравшиеся в Клермон-Ферране восторженно кричали "Dieu le veult!" (Это Божья воля!). В XX веке идея мессианства овладела умами большевиков и фашистов. Девиз "С нами Бог" ("Gott mit uns") кощунственно "украшал" пряжки на ремнях гитлеровских солдат. Ни к чему кроме бесчисленных человеческих жертв это не привело. Отсюда глубокий скептицизм современных европейцев по отношению к любой форме мессианства в политике.
Европейцы все отчетливее понимают, что сама идея Бога обесценивается, когда ею пытаются оправдать человеческие дрязги. Понимает это и Церковь. Свидетельством тому истовые молитвы Папы Иоанна Павла II и глав других христианских Церквей о мире на Ближнем Востоке.