Томас Торранс. Пространство, время и воплощение. Серия «Богословие и наука». – М.: ББИ, 2010. – 180 cтр.
Русскоязычному читателю впервые предоставляется возможность познакомиться с оригинальными работами крупнейшего шотландского богослова XX века Томаса Торранса, посвященными проблеме пространственных представлений в греческой философии, раннем и современном христианском богословии. Томас Фритьоф Торранс (1913-2008), по выражению одного из его учеников, оксфордского историка богословия и англиканского священника Алистера МакГраса, может считаться не только одним из столпов богословской мысли ХХ века, но и пророком в богословии века XXI.
Будучи одним из лидеров Пресвитерианской Церкви Шотландии, а также блистательным профессором систематического богословия, Торранс оставил за собой целую эпоху оригинальной мысли, в которой современное богословие оформлялось в тесном взаимодействии с современной культурой, особенно наукой, не теряя тех свежести и вдохновения, которые Торранс черпал у отцов древней Церкви. Будучи современным по форме и выражению, Торранс всегда духовно тянулся к патристике, в которой видел источник и конечный пункт преодоления различий в христианской Церкви. Его богословие нетривиально и по сути, и по форме. Близость к греческой патристике делает идеи Торранса особенно привлекательными для православных богословов и философов, ибо эти идеи могут обогатить православие в контексте проблем XXI века. Невольно напрашивается мысль, что Торранс, сам того не акцентируя, своими работами по патристической герменевтике внес вклад в то движение, которое Георгий Флоровский назвал неопатристическим синтезом.
Тематический выбор данной книги продиктован ее непосредственным отношением к проблемам диалога между богословием и наукой, в который Торранс внес значительный вклад. Стиль и форма достаточно сложны, ибо они требуют от читателя знаний в области античной философии, трудов отцов Церкви, истории современного западного богословия, а также представления о некоторых проблемах современного естествознания.
Данное издание состоит из двух частей. Первая часть представляет собой обширную статью по проблеме пространства в греческой философии (Платон, Аристотель, стоики, Филон Александрийский) и раннем христианстве (александрийская школа). В этой части читатель подготавливается к проблемам пространственного понимания события Воплощения Христа, которое демонстрирует двойную форму: как событие в пространстве и времени этого мира, а также как непреходящее взаимоотношение между Христом как Божественным Логосом, согласно которому все было создано.
Вторая часть является переводом небольшой книги «Пространство, время и воплощение», состоящей, в свою очередь, из трех глав. Первая глава служит непосредственным продолжением первой части, в которой снова артикулируется парадокс воплощения как пространственно-временного события и как вечного отношения между миром и Богом. Во второй главе Торранс проводит историческое освещение проблемы пространственно-временных представлений в протестантском богословии. Данная глава может быть полезной для тех, кто хочет бегло ознакомиться с динамикой дискуссий о пространстве в англиканском, лютеранском и реформаторском богословии. Третья глава является своего рода попыткой синтеза богословской проблематики воплощения с идеями современной науки, в частности теории относительности. Внимательное прочтение этого раздела дает намеки на то, как пространственная проблематика воплощения может быть осознана с позиции современной физики и космологии.