Голос православия: к тридцатилетию со дня основания (1979–2009). – СПб.: Студия «Град Петров», 2009. – 352 с.
Как правило, в обыденном сознании религиозное иновещание воспринимается как часть информационной войны. Даже такие выдающиеся проповедники, как митрополит Антоний Сурожский (русская служба BBC) или протопресвитер Александр Шмеман (Радио «Свобода»), именно в силу работы на политически ангажированных радиостанциях несут в обывательском восприятии негативные черты.
В этом плане неожиданно выделяется парижская радиостанция «Голос православия», основанная супружеской четой русских эмигрантов первой волны Евгением и Еленой Поздеевыми. Судя по всему, это была их сугубо частная инициатива. Вначале вещание шло из их квартиры в Мюнхене (одну из комнат, обив войлоком и заполнив аппаратурой, оборудовали под студию), затем переехали в Париж. Почему, собственно, радио? Ведь тогда уже была широко распространена пересылка неподцензурной литературы, в том числе и религиозного содержания, в СССР и страны Восточной Европы. А если учесть, что Поздеев учился в Свято-Сергиевом православном богословском институте в Париже, то сотрудничество, например, с тесно связанным с ним издательством YMCA-Press было бы более чем логично (программа «Книги для России»). Но распространение эмигрантской литературы было сопряжено как минимум с двойным риском: и для курьера, и для получателя. И тот и другой могли пойти под суд. А радиопередача нематериальна. Доказать вину слушающего довольно сложно.
Первоначально Поздеевы мечтали о прямой круглосуточной трансляции жизни какого-нибудь монастыря. Службы, проповеди, беседы делали бы слушателей включенными в церковную жизнь в режиме реального времени, создавали бы эффект присутствия. Но вместо этого в эфир пошли разнообразные и очень качественные передачи. Для семейного прослушивания (о сотворении мира и о преподобном Серафиме Саровском, о повести Льва Толстого «Чем люди живы» и о празднике Сошествия Святого Духа), катехизаторские, по истории России (цикл из 13 передач, посвященных книге Георгия Федотова «Святые Древней Руси», 10 передач о Всероссийском поместном соборе 1917–1918 годов), отдельный цикл по трудам Александра Шмемана. Также можно назвать программы, посвященные Владимиру Соловьеву и Марии (Скобцовой), Сергию Булгакову и Антонию Сурожскому. Примечательно, что Поздеевы не стали сами возглавлять религиозную станцию и пригласили в качестве редактора протопресвитера Бориса Бобринского, который руководит ею и по сию пору.
Само существование «Голоса православия» опровергает еще один устоявшийся стереотип – будто католики и протестанты враги православия. Радиостанция не смогла бы выжить без абсолютно бескорыстной помощи инославных – католиков и протестантов из разных стран Западной Европы. В числе прочих помощь оказывали кардинал Роже Эчегарай (Франция), известный швейцарский институт «Вера во Втором мире» (Glaube in der 2 welt) и его глава лютеранский пастор Евгений Фосс, Немецкая Евангелическая Церковь.
Несмотря на то что первый эфир состоялся в 1979 году, регулярное вещание началось лишь с 1981 года. Первоначально по 15 минут в неделю на волне радиостанции┘ Radio Africa №1 (Габон). В дальнейшем эфирное время расширялось (до 3,5 часа в неделю в 1989 году), перейдя на «европейские» волны, а затем вновь сократилось в связи с процессами демократизации, произошедшими в Советском Союзе. Сокращение, впрочем, несколько условно, так как при участии «Голоса православия» в Санкт-Петербурге была создана радиостанция «Град Петров», тесно сотрудничающая с «Голосом» и продолжающая его традиции.