Протоиерей Всеволод Чаплин. Бог, человек, Церковь. – М.: издательство «Даръ». – 205 с.
В Православной Церкви ХХ века не раз делались попытки написать новый катехизис. Впрочем, рождавшиеся тексты обычно сразу же обвиняли в устарелости и тяжеловесности. Не случайно вопрос об эталонном издании, объясняющем широкой публике начала православного вероучения, возникает вновь и вновь. Недавно прошедший в Москве Архиерейский Собор РПЦ даже постановил «начать работу по созданию современного Катехизиса Русской Православной Церкви».
Похоже, что не случайно именно на этом фоне свой опыт объяснения основ православия современникам представил протоиерей Всеволод Чаплин. Его катехизические очерки для молодежи, вышедшие под названием «Бог, человек, Церковь», представляют собой попытку внешне ненавязчиво, но довольно системно и жестко изложить новым языком вековую догматику.
Как признался Интерфаксу сам автор, книга была написана еще в начале 1990-х годов. Тогда новые катехизические тексты в России были в диковинку, массово переиздавалась православная литература XIX – начала ХХ веков, в то время как вкусы общества диктовали отказ от «ветхой» назидательности. Автор использовал стилистику западного проповеднического языка: краткие фразы и абзацы, риторические рефрены, диалоги с воображаемыми оппонентами. Жизнь человека сравнивается у него с соревнованиями по бегу, а один из религиозных диссидентов – с рыцарем.
Впрочем, кажущаяся простота текста рассеивается при ознакомлении с тематикой и при погружении в суть вопросов. Не случайно в аннотации, размещенной на обложке, говорится о том, что «эта книга не для широкого круга читателей» и что она предназначена «для тихого созерцания и глубоких размышлений». Вот лишь несколько тем, раскрыть которые буквально на нескольких страницах пытается священник: «Судьба или свобода?», «Природа зла», «Грядущий суд», «Почему много конфессий», «Христиане, иноверцы, неверующие».
Собственно догматическое учение православия объясняется в главах о четырех «тайнах» – Троице, Воплощении, Искуплении и Церкви. По словам автора, ключ к каждой из этих тайн – любовь. Вот как, например, объясняется учение о триединстве Бога: «Отношения между Лицами Троицы – это отношения чистейшей любви. Отец, Сын и Дух Святой не подчинены друг другу – Они абсолютно свободны, и если бы не было любви, не было бы и Троицы. Любовь поддерживает таинственный Троический Союз, она – в самом существе Божием. Каждое Лицо Троицы любит и любимо, и так было всегда».
На темы, подобные этой, написаны тысячи томов – научных, проповеднических, педагогических. Смог ли автор объяснить сложнейшие богословские темы простыми словами? Не пожертвовал ли глубиной богословия ради краткости формулировок? Ответ на этот вопрос обязательно дадут читатели – причем в первую очередь не «профессиональные», а только идущие к вере. Если книжка даст им путь к более глубоким познаниям, значит, свою роль она сыграет.
Затрагивается в одном из очерков и тема отношений Церкви и государства. Вслед за блаженным Августином автор говорит о них как о «двух градах» – граде Божием и граде человеческом. При этом автор отвергает взгляд на них как на совершенно чуждые друг другу, но одновременно обозначает между ними дистанцию. Впрочем, христианин, по мнению протоиерея, не должен чураться мирских дел. «Те, кто пpичастен к Божию гpаду, – пишет отец Всеволод, – должны стpемиться сделать «гpад человеческий» хоть немного лучше. Они пpизваны участвовать во всех сфеpах жизни общества и госудаpства, дабы внести в нее дух Хpистов. Пpеобpажая бытие общества, хpистианин вовсе не должен обладать важной должностью, иметь в pуках оpудия насилия или pасполагать богатством. Господин Божия гpада дает Своим подданным достаточно сил».
«Для всех» эта книжка или «не для всех» – покажет время. Молодым людям, воспитанным в категориях и образах массовой культуры, она наверняка покажется слишком сложной и поэтизированной, навеянной временами Льюиса и Честертона. Однако для нецерковной интеллигентной молодежи ее чтение может оказаться неплохим способом попробовать понять, чему все-таки учит Православная Церковь.