Протоиерей Всеволод Чаплин. Церковь в России: обстоятельства места и времени. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, издательство «Арефа». – 312 с.
Опубликован сборник статей и выступлений протоиерея Всеволода Чаплина, в который вошли материалы 1991–2007 годов. Издатели, похоже, попытались объединить несоединимое: длинные концептуальные статьи и доклады, короткие комментарии информагентствам, выдержки из интервью, а также газетную, эфирную и интернет-полемику протоиерея с академиком Гинзбургом, Леонидом Гозманом, Петром Авеном, Александром Адамским, Маратом Гельманом и другими известными критиками Русской Православной Церкви. Не случайно редактор книги Сергей Чапнин в своем предисловии сравнил эти «медиапроекции» с церковно-общественным блогом.
Впрочем, некоторая целостность в книге все же есть. И она проявляется в том, что более чем за 15 лет убеждения автора почти не изменились. Рассуждая на темы церковно-государственных отношений, политики, экономики, глобализации, межхристианского и межрелигиозного диалога, протоиерей Всеволод Чаплин предстает последовательным консерватором, который настаивает на «особости» православной цивилизации и на том, что она имеет свои политические, правовые и даже экономические характеристики. При этом отец Всеволод настаивает на том, что мир должен признать за православными, мусульманами и другими традиционными верующими право жить по своим законам, даже если они радикально расходятся с идеологией, объявленной Западом универсальной. Автор книги жестко и остро отстаивает позицию своей Церкви и в полемике с российскими чиновниками, в первую очередь по вопросам присутствия религии в школе.
Полемика с христианами других конфессий также не чужда протоиерею. Так, он пеняет католикам за все возникшие за два последних десятилетия проблемы и разногласия – и одновременно говорит об улучшении отношений с ними в период понтификата Бенедикта XVI. Он решительно критикует либеральный протестантизм и экуменическое движение, но с теплотой отзывается о многих эпизодах своей работы в нем.
А вот в сфере внутрицерковной автор скорее выступает сторонником умеренных реформ. Еще в 1991 году, согласно одной из опубликованных статей, он утверждал, что православные верующие в России плохо знают собственное богослужение, и призывал разъяснять его через катехизацию. А в 2007-м на страницах «Церковного вестника» он обличал настоятелей и духовников, «жестко требующих подчинения себе и только себе», а в качестве лекарства предлагал ввести периодическую аттестацию ответственных церковных работников. Надо сказать, что и в отношении к «простому человеку», к его правам и проблемам отец Всеволод проявляет гораздо больше мягкости, чем в полемике с сильными мира сего.
Итак, перед нами – человек со сложной, но давно сформировавшейся системой взглядов, пронесенных через период бурного развития Церкви и не менее бурных общественных перемен. Об этом говорит хотя бы то, что автор не побоялся предложить нынешнему скептическому читателю «синопсис» своих высказываний более чем за 15 лет.