Чаплин В., прот. Лоскутки. – М.: «Фома-центр»; издательство «Даръ», 2007. – 192 с.
Наконец вышли в виде книги «Лоскутки» протоиерея Всеволода Чаплина. До сих пор они публиковались в нескольких газетах и журналах, а затем воспроизводились на интернет-сайтах. Автор объединил краткие зарисовки, сделанные им в 2005–2006 годах, в несколько тематических блоков: «Дух и плоть», «Церковь», «Мы и Запад», «Пространство культуры», «Идеи и жизнь» и т.д. Особняком стоят «Истории – веселые и поучительные». Это небольшое собрание церковных анекдотов, былей и небылиц, причем, как правило, ранее не публиковавшихся (что радует, поскольку «церковный юмор» все больше обрастает косматыми бородами и почти весь восходит к одному источнику – книгам протоиерея Михаила Ардова).
Впрочем, и перед «Историями», и, что неожиданно, после них «Лоскутки» говорят о вещах серьезных, порой даже пугающих. Судя по всему, дав волю анекдотам и семинарским байкам, автор решил сделать для читателя карнавальную «паузу» между рассуждениями о том, что и с кем будет происходить в аду, о внутреннем несчастье наркоманов и проституток, о «творчестве разрушения», о внутренней безысходности Джона Леннона, о духовном одиночестве Запада, о мести истории большевикам и даже┘ о возможном отказе США от девальвирующегося доллара.
Текст вроде бы политкорректный. Если Всеволод Чаплин кого и ругает – так абстрактно, будь то либералы или младостарцы, русский характер или американский гегемонизм. Если кого называет по имени – то обычно с похвалами или с дружеским подтруниванием. Но дух «мира сего», который автор обличает иногда с пафосом, а иногда с горькой иронией, владеет умами и душами слишком многих людей. А значит, они могут узнать себя в отрицательных героях «Лоскутков» и даже в описанных там обитателях геенны.
Отдельный блок посвящен Церкви – времен советских, перестроечных, нынешних и будущих. Чувствуется, что мысли о жизни духовенства и мирян, об их взаимоотношениях действительно выстраданы автором, а не написаны «на злобу дня» или вообще «на злобу». Всеволод Чаплин рассказывает о собственном внезапном обращении к Христу, об опыте общения с протоиереем Александром Менем, протоиереем Димитрием Дудко, архиепископом Никоном (Фомичевым) и другими известными церковными деятелями конца прошлого века.
Именно в разделе «Церковь» содержатся две лучшие лоскутные фразы. Первая: «А моя религиозная потребность – изменить мир любовью!» Это из ответа архиерея советскому «уполномоченному» в 1980-е годы. А вот вторая: «Надо помнить, что мы – одна Церковь. И члены Союза хоругвеносцев, и «меневцы» с «парижанами»┘ Иначе наши противники и дальше будут, потирая руки, ждать раскола».
Концентрация мысли в этих небольших текстах – предельная. И ощущение легкости сего чтива, возникающее поначалу, вскоре быстро исчезает. Автор берет на себя смелость говорить с современником, который подчас ищет просто «утешения», языком жесткого евангельского обличительства, православного догматизма и политического реализма. Кто-то назовет это жестокостью. Кто-то в очередной раз обвинит протоиерея в насаждении клерикализма (хотя что ж еще ему насаждать?). Кто-то постарается просто не заметить ряд сложнейших вопросов, поднятых как бы походя (например, предложение пацифистам построить свое государство без армии и без «органов», а политикам – добровольно сообщать перед выборами, принадлежат ли они к тайным обществам).
Вообще половина зарисовок вполне достойна того, чтобы стать темами отдельных круглых столов. Но автор, похоже, дискуссий не любит: вместо того чтобы написать серию статей, которые можно было бы обсудить в «Живом журнале», он довольствуется краткими декларациями, не предполагающими ответа. Это, между прочим, существенно сокращает пространство обсуждения «Лоскутков», а обсуждать в них есть что.
Форма ультракоротких текстов для Православной Церкви не новая, но основательно подзабытая. Так писали Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, Сергей Фудель. Впрочем, то, что работало в веке позапрошлом или в начале прошлого, когда любая книга сразу же обсуждалась всей невеликой культурной средой, сегодня не работает. Без интернета, без читателя-собеседника, без интерактивности, к которой его нужно активно приглашать. Поэтому главное наше пожелание автору, который, наверное, продолжает работать над «Лоскутками», – это «больше диалога». В том числе и в форме блога.