Фото агентства городских новостей "Москва"
Новую инициативу по поддержке спецоперации подготовили «силовые» депутаты Госдумы – поправки к закону «О воинской обязанности и военной службы», легитимизирующие такие боевые действия за пределами РФ. Для более активного в них участия запасников и уходящих домой срочников им разрешают заключать годовые контракты без ограничений. Поток актов по добровольцам, судя по всему, – сигнал, что власти могут отказаться от очередной волны мобилизации.
Под законопроектом подписались главы комитетов Госдумы по обороне и по безопасности Андрей Картаполов и Василий Пискарев, ряд других думских генералов и офицеров из «Единой России». На первый взгляд они решили исправить правовое недоразумение.
Как говорится в пояснительной записке по поправкам к закону «О воинской обязанности и военной службы», «проводимую сегодня специальную военную операцию на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины некорректно относить к выполнению вышеуказанных мероприятий». Все дело в том, что из действующей нормы однозначно выходит: контракт с Минобороны и другими силовыми ведомствами сроком до одного года гражданин может заключить лишь в случае ряда чрезвычайных ситуаций. К тем же, которые предполагают использование войск за пределами РФ, относится только «пресечение международной террористической деятельности» либо заграничный поход кораблей.
Понятно, почему думские военные предлагают «дополнить перечень «мероприятий», в которых могут принимать участие военнослужащие, проведением Вооруженными силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ». Но в принципе такая скрупулезность депутатов, конечно, излишняя. Возможность для руководства страны объявлять подобные спецоперации упомянута и в других законах, а главное – в Конституции, которая наделяет президента статусом не только ее гаранта, но еще и Верховного главнокомандующего.
Таким образом, очевидно, что более важными в очередной спецоперационной инициативе должны быть какие-то более мелкие подробности. И они там имеются: скажем, для контрактников спецоперации, замещающих солдатские должности, будет отменен трехмесячный испытательный срок. Эти же контрактники будут считаться на службе и во время сборов либо пребывания в мобилизационном людском резерве. И, наконец, для добровольно идущих на спецоперацию граждан отменят длинные контракты. Причем и запасники, и заканчивающие свою службу срочники смогут подписывать с Минобороны и прочими структурами короткие – протяженностью до года – соглашения.
Напомним, что за последние несколько дней президент подписал уже несколько законов, резко повышающих значение и статус пресловутых добровольцев. Например, именно им предполагается давать льготы, связанные с положением ветеранов боевых действий. Ранее же вступил в силу ряд поправок о пресловутых «государственных военных компаниях», то есть контрактников, которых нанимают не в армию и прочие структуры, а в некие добровольческие соединения. При этом напрямую становиться теми же ветеранами мобилизованные граждане в перспективе, похоже, не будут. И это как-то не вяжется с той ситуацией, что на спецоперацию, по официальным данным, уже по всей стране набрано более 300 тыс. человек.
Судя по всему, такое пристальное внимание власти к добровольцам-контрактникам связано с тем, что принудительный набор имеет больше отрицательных последствий, чем положительных. Хорошо, конечно, иметь под рукой большой запас живой силы, однако неизбежные ее потери в условиях сугубо оборонительных действий создают неприятные социальные или даже политические последствия. О боевых волонтерах в случае чего никто особенно сокрушаться не станет – это будет частным делом их родных и близких, а не общественным явлением. Таким образом, можно попытаться сделать следующий прогноз: скорее всего в наступающем году широкой второй волны частичной мобилизации все-таки не будет. Более вероятно, что на спецоперацию станут чаще подтягивать особо ценные кадры специалистов и тех же самых распропагандированных добровольцев. Так что новая мобилизация если и будет, то подспудная и сильно урезанная.