0
5226
Газета Политика Печатная версия

28.08.2019 19:43:00

Оскорбления в адрес власти проверит Конституционный суд

Правозащитная общественность требует декриминализации недавно принятого закона

Тэги: власть, оскорбление, оскорбление власти, суд, конституционный суд, правосудие


власть, оскорбление, оскорбление власти, суд, конституционный суд, правосудие Фото Павла Саырчева\НГ-Online

Правозащитники настаивают на декриминализации ст. 139 Уголовного кодекса (УК) «Оскорбление представителя власти». По их словам, на практике против человека могут возбудить уголовное преследование даже за безобидное высказывание, которое просто не понравилось чиновнику. И число таких дел продолжает расти. Если законодательная власть проигнорирует просьбу общественности, эта норма УК скорее всего будет оспорена в Конституционном суде (КС) РФ.

Правозащитная коалиция «Коллективная защита» обратилась к депутатам Госдумы с требованием положить конец преследованиям граждан страны по статье УК об оскорблении власти. Для этого ст. 139 необходимо подвергнуть декриминализации. То есть правонарушения, которые в ней описаны – а это чаще всего безобидные и неопасные для общества деяния, – должны рассматриваться в гражданском судопроизводстве.

Если ГД не отреагирует на такой общественный запрос, то последует уже запрос в ведомство Валерия Зорькина о проверке статьи на нарушение принципа равенства перед законом.

Авторы инициативы отмечают, что и сами представители власти часто бросают в адрес людей неуважительные реплики. Но ответственность за это если и наступает, то она чисто символическая – вроде служебного выговора. А вот рядовым гражданам, которые высказались о чиновнике неуважительно, грозит как минимум штраф в 40 тыс. руб. или исправительные работы сроком на год.

А ведь есть и такая практика, когда «обидчикам» власти пытаются инкриминировать еще и ст. 318 УК «Угроза применения насилия в отношении представителя власти». Правозащитники привели примеры таких перегибов на местах: например, в Петербурге полицейский написал заявление на активистку, которая публично обвинила его в «отсутствии совести».

Или, как уже писала «НГ» (см. номер от 24.07.19), московскую пенсионерку Тамару Васильеву оштрафовали на 7 тыс. руб. за критику местной администрации. Дескать, она обвинила главу сельского поселения в некомпетентности, сравнив с животным, а впоследствии за неуплату штрафа была даже арестована.

По словам члена президентского Совета по правам человека (СПЧ) Ильи Шаблинского, ст. 139 противоречит конституционной норме свободе слова, поскольку уголовная ответственность по таким делам априори означает цензуру. Он согласен с тем, что норму стоило бы оспорить в КС: «Позиция суда в этом вопросе непредсказуема. С одной стороны, есть реальный шанс добиться декриминализации, поскольку очевидны нарушения таких конституционных гарантий, как принцип равенства всех перед законом, а также запрета на ограничение критики власти». С другой стороны, по его словам, очевидно, что КС в последние годы старается любыми путями защищать власть.

«Конечно, должностные лица должны иметь возможность засудить своих обидчиков, но в рамках гражданской ответственности. В нашей же ситуации речь идет о широких возможностях для произвольных действий со стороны силовых структур, в том числе для политической мести», – заявил Шаблинский.

Мониторинговый центр «ОВД-Инфо» при этом установил, что по новой норме о неуважении к власти, действующей с марта этого года, уже успели привлечь несколько десятков человек на общую сумму штрафов до полумиллиона рублей. И хотя первоначальной целью новой статьи считалась защита от оскорбления главы государства, сейчас «нет ни одного дела по ст. 319, когда субъектом защиты был бы президент России». И понятно почему: чтобы привлечь кого-то по такому делу, Владимир Путин должен быть признан потерпевшим, необходим уголовный процесс с адвокатами. Поэтому-то, отметили в «ОВД-Инфо», данная норма на практике все чаще используется чиновниками разных уровней как еще один – более простой – способ борьбы с критикой в их собственный адрес.

Основная проблема закона – в отсутствии определения «неприличная форма», а значит, всегда есть риски злоупотреблений. Если ранее под этой формулировкой подразумевались мат и жесты, имеющие аналогичный смысл, то теперь «неуважительными» признают посты, комментарии, картинки и даже танцы. При этом мнения эксперта достаточно, чтобы человека оштрафовали. К примеру, на сайте Центра судебных экспертиз указано, что именно относится к оскорблению – «сюда входят названия животных и профессий, имена исторических и литературных персонажей, «обращения к нечистой силе», глаголы с «осуждающим значением» и многое другое». Есть еще и рекомендации МВД, где сказано, что протоколы нужно составлять, когда высказывания звучат в «грубой форме», а автор «противопоставляет себя окружающим, демонстрирует надменность, цинизм, унизительное отношение к обществу, государству и государственным символам».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
892
Адвокатура ставит вопрос о состязательности судебных экспертиз

Адвокатура ставит вопрос о состязательности судебных экспертиз

Екатерина Трифонова

К заключениям специалистов со стороны защиты Фемида относится предвзято

0
2100
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
3368
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
12801

Другие новости