0
6842
Газета Политика Печатная версия

18.11.2018 21:07:00

Войска быстрого реагирования РФ не по карману

Укреплению мобильных возможностей резерва Главковерха мешают санкции и ограниченные возможности военного бюджета

Тэги: армия, мобильная компонента, вдв, аа, пво, про, оснащение

Все статьи по теме "Санкционные войны"

армия, мобильная компонента, вдв, аа, пво, про, оснащение Воздушно-десантным войскам необходимы сотни вертолетов. Фото РИА Новости

Минобороны РФ известило военных атташе, а значит, и всю мировую общественность, о дальнейших планах развития мобильной компоненты Российской армии. Как сообщил заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Александр Вязников, в перспективе в формирования Воздушно-десантных войск (ВДВ) войдут «подразделения армейской авиации (АА), противовоздушной (ПВО) и противоракетной обороны (ПРО), обладающие интегрированными возможностями по нанесению противнику поражения».

Подобные изменения, как известно, уже происходили в ВДВ. Полковник Александр Секачев, который долгое время служил в спецназе ВДВ, сообщил «НГ»: «Подразделения и части ПВО всегда находились и находятся по штату в составе воздушно-десантных соединений. Конечно, некоторые из вооружений ПВО, которые они применяют, устарели. И, как показал опыт Сирии, десантникам требуются более совершенные зенитные ракетные комплексы, а также средства ПРО. Эти средства ПВО-ПРО в мобильном варианте уже разработаны, проверены и могут быть интегрированы в автоматизированные системы управления войсками. Но их производство для поставок в ВДВ требует средств и времени».

Эксперт также отметил, что по этой же причине будет затруднено быстрое оснащение новыми вертолетами и подразделений армейской авиации. Винтокрылых машин не хватало еще во времена СССР. Но уже тогда (в 1960–1980 годах), по его словам, в качестве экспериментальных авиагрупп (отдельных вертолетных эскадрилий – ОВЭ) они штатно вводились в состав ВДВ. 

«Это было связано с тем, что военное руководство СССР увидело эффективность применения пехотных подразделений на боевых вертолетах армии США во Вьетнаме, а также в других горячих точках мира», – отмечает Секачев.

Эксперт напомнил, что важные боевые задачи с участием армейской авиации решались в 80-х годах в Афганистане не только соединениями и подразделениями ВДВ, но и в целом мотострелковыми войсками в составе десантно-штурмовых подразделений Сухопутных войск (СВ). Не случайно большинство дивизий СВ, дислоцированных в группах советских войск в Европе (ГДР, Польше, Чехословакии, Венгрии), также имели в своем составе ОВЭ.

Как рассказал «НГ» заслуженный военный летчик РФ, летчик-снайпер полковник Вячеслав Патенко, в составе каждой ОВЭ было около 20 вертолетов. По штату в эскадрилью входили два вертолетных отряда, в одном из которых находились транспортно-боевые Ми-8 (для десантирования личного состава), а в другом – ударные Ми-24 (для поддержки их действий с воздуха). В основном ОВЭ могла обеспечить действия мотострелковой или десантной роты, действующей в качестве тактического воздушного десанта, высаженного посадочным способом. Их применение было особенно эффективно в горно-лесистой местности, куда десантирование с самолетов затруднено.

«Не думаю, что только вертолеты вернутся в ВДВ. Скорее всего этот род мобильных войск вернет себе авиационные части, как было ранее, до 2010 года. И в составе этих авиационных эскадрилий будут военно-транспортные самолеты для обучения личного состава прыжкам с парашютом. А также будут вертолеты, в том числе военно-транспортные и боевые, для обеспечения действий подразделений ВДВ на тактическую глубину», – сказал «НГ» полковник Патенко. По его мнению, в РФ нужно наладить массовое производство авиационных машин, чтобы их можно было поставить в больших масштабах в войска, в том числе в ВДВ.

В 2010 году, по данным тогдашнего заместителя командующего ВДВ генерал-майора Михаила Левшунова, «в соответствии с директивой начальника Генштаба ВС семь авиационных эскадрилий ВДВ, оснащенных самолетами Ан-2 и Ан-3Д, были переданы в состав Военно-транспортной авиации ВВС России». По мнению бывшего командующего ВДВ, а ныне главы думского комитета по обороне генерал-полковника Владимира Шаманова, такое решение было ошибкой. Он, как и бывший командующий армейской авиацией Герой Советского Союза генерал-полковник Виталий Павлов и другие военачальники, считает ошибкой, что решением тогдашнего министра обороны Сергея Иванова в 2003 году вся АА из состава Сухопутных войск была передана в структуры Военно-воздушных сил (сейчас они находятся в составе Воздушно-космических сил).

Ранее Шаманов уже заявлял, что к 2020 году «собственная и прежде всего армейская авиация будет опять возвращена в десантные войска». Как известно, в 2014 году с его участием в Минобороны активно обсуждалась идея создания в России войск быстрого реагирования (ВБР). И Шаманов отмечал, что уже тогда было принято «решение о создании в ВВС РФ 15 или 17 бригад армейской авиации». «Вместе с тем это не исключает, что в будущем, по мере формирования ВБР, основу которых составят ВДВ, такие структуры будут иметь непосредственно подчиненную боевую компоненту всестороннего обеспечения, в том числе армейскую авиацию», – сказал Шаманов. Тогда он отметил, что десантникам хотелось бы уже сейчас иметь структуры АА в составе десантно-штурмовых соединений, «но на сегодняшний день у государства нет для этого возможностей».

Вопрос в том, появятся ли возможности после 2020 года. Для создания и оснащения хотя бы 15 бригад АА (со штатной численностью 120–150 вертолетов в каждой) необходимо произвести как минимум 1800–2000 винтокрылых машин. Между тем в самый удачный для выполнения гособоронзаказа (ГОЗ) по вертолетам 2016 год для нужд армии и флота было закуплено всего около 60 вертолетов. Если такими темпами перевооружать АА, потребуется как минимум 30 лет. Как известно, после 2016 года расходы на оборону в РФ уменьшились почти на треть. Другая проблема – санкции, введенные против РФ после 2014 года, когда Украина прекратила поставки двигателей для собираемых в России вертолетов Ми-8, Ми-38, Ми-28, Ми-26 и т.п.

Россия налаживает собственное серийное производство двигателей для оснащения этих вертолетов. Но объемы, конечно, не те, что были раньше, – всего несколько десятков в год. А для Ми-26 такой двигатель в стране еще даже не создали. Полностью дефицит в двигателях для собираемых в России многих типов вертолетов вряд ли в ближайшие годы можно будет преодолеть.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
998
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
905
Судам регламентируют запись заседаний

Судам регламентируют запись заседаний

Екатерина Трифонова

Обязательный аудиопротокол введен пять лет назад, но вопросы к нему остались

0
834
Украинский «Оливье» за год подорожал на 20%

Украинский «Оливье» за год подорожал на 20%

Наталья Приходко

Праздничная корзина стремительно растет в цене

0
822

Другие новости