В Петербурге люди вышли в центр города, несмотря на то что согласование митинга было отозвано, а организаторы задержаны полицией. Фото Reuters
Более чем в 60 городах 9 сентября прошли выступления против пенсионной реформы, организованные штабами Алексея Навального. Две трети акций власти заранее объявили несанкционированными. В ряде регионов накануне прошли превентивные задержания, продолжились они и в воскресенье. Почти весь актив навальнистов был выбит, однако митингов и шествий это не остановило. Навальный опять показал, что из несистемной оппозиции выводить людей под полицейские дубинки может только он.
На момент подписания этого номера «НГ», когда полиция завершала ликвидацию уличных выступлений в Москве и Санкт-Петербурге, в других городах страны задержанных уже отпускали. В течение ближайшей недели большую их часть ждут суды.
Они, как бывало не раз, будут приговаривать участников акций к штрафам и административным арестам. Не исключены и уголовные дела против тех активистов, кто наиболее ожесточенно сопротивлялся сотрудникам правопорядка. Отдельные фото- и видеокадры уличных столкновений доступны в Интернете.
В общем, в очередной раз Навальный не придумал ничего нового, кроме как показать властям, что в его распоряжении есть сотни или даже тысячи людей, готовых по призыву своего лидера выйти из дома под полицейские дубинки. Расчеты Навального на то, чтобы опять продемонстрировать, что именно он в оппозиции самый главный, вполне очевидны. Непонятно лишь, зачем власти нужно было, чтобы он получил повод еще раз сказать это на всю страну и весь мир.
Напомним, что Навальный был 27 августа отправлен под арест на 30 суток под таким надуманным предлогом, который не оставлял сомнений в профилактическом смысле этого судебного решения перед 9 сентября. Как известно, объявленная им на этот день акция против «грабительской пенсионной реформы» не была согласована в административных центрах тех регионов, где проходят хотя бы какие-то выборы.
Да и в остальных городах разрешений не было выдано, а кое-где они были отозваны. Например, в Петербурге навальнистам все-таки было отказано в площади Ленина у Финляндского вокзала, но они заявили, что на окраину митинговать не пойдут. В итоге из 70 населенных пунктов, по данным ресурса «ОВД-инфо», разрешения были лишь в 12.
А накануне акции из примерно десятка регионов пошли сообщения о превентивных задержаниях руководителей и активистов штабов Навального. Координаторы оперативно задерживались и 9 сентября – значительная их часть даже не успела отойти далеко от дома. Кое-кому быстро был выписан арест, остальным вручены судебные повестки. Однако справиться с поднятой протестной волной, как теперь понятно, властям так и не удалось. Свою значительную роль опять сыграли социальные сети и современные медиа, хотя тот же Goggle, например, все-таки пошел навстречу требованиям Центризбиркома и Роскомнадзора, сняв из своих ресурсов коммерческую рекламу штабов Навального.
9 сентября сообщения о задержаниях в ходе акций уже их рядовых участников пошли довольно быстро. Медиа Навального в этот раз подготовились к прямой трансляции, которую невозможно было прервать, хотя сотрудников YouTube-канала оппозиционера обезвредили быстро. Но информация распространялась и множеством других СМИ – как через Сеть, так и в виде телетрансляций.
Когда волна митингов пришла в центральную и южную части России, говорилось уже о сотнях задержанных. «ОВД-инфо» уведомлял о почти 300 задержанных на 16.30 мск, но предупреждал, что по столице, Питеру и некоторым другим городам уточненных данных пока нет. Вечером из Петербурга пошли сообщения о «задержаниях колоннами», общую численность арестованных наблюдатели оценивали в 400–500 человек.
Таким образом, эти данные опровергали бодрые сообщения полиции о митингах в несколько сотен человек. Например, в Москве МВД обнаружило не более 2 тыс. участников, собравшихся на Пушкинской площади. Однако когда митингующие стали передвигаться по центру города, уходя от давления полиции, стало понятно, что теперь их больше.
Как уже писала «НГ», задача Навального состояла в том, чтобы оставить за собой протестную повестку, которая сосредоточена сейчас в основном на пенсионной реформе. Но на этом же поле активно играет КПРФ с большим числом левых союзников, не отказываются от возможности выйти на него представители всей – парламентской и несистемной – оппозиции. Дошло, например, до того, что в Питере координатором совместных выступлений стала «Открытая Россия» Михаила Ходорковского.
При этом пенсионная тема нужна Навальному, скажем еще раз, вовсе не для того, чтобы добиться отмены или хотя бы смягчения реформы, что после выступления президента 29 августа невозможно. После президентских выборов, против которых Навальный устроил «забастовку избирателей», крупной темы для организации протестов найти никак не получалось, а из-за этого начал рушиться его имидж единственного лидера оппозиции.
Однако после 9 сентября, когда именно навальнисты показали себя единственной организованной силой, способной выступать против власти без того, чтобы получить на это предварительное разрешение, их предводитель как бы возвращается на пьедестал. Скорее всего Навальный теперь на нем некоторое время и останется. Если, конечно, власть не захочет перейти от административных арестов к его преследованию хотя бы за неоднократное нарушение законодательства о митингах, что, напомним, предусмотрено ст. 212.1 Уголовного кодекса РФ.
комментарии(0)