Михаил Касьянов прогнозирует принятие нового антироссийского закона уже в октябре. Фото с сайта www.parnasparty.ru
Лидер ПАРНАСа Михаил Касьянов проанализировал готовящийся «Закон о защите безопасности Америки от агрессии Кремля – 2018», внесенный в Конгресс США. По мнению политика, принятые меры не просто ударят по экономике России, но ввергнут страну в состояние глубокого кризиса и превратят ее в «осажденную крепость». По сведениям Касьянова, закон могут рассмотреть в приоритетном порядке уже в октябре. Эксперты отмечают, что такой вариант возможен, однако вряд ли закон будет принят в самом жестком виде.
Касьянов проанализировал, чем грозят России новые санкции. Речь идет о законопроекте, внесенном комитетом по международным делам на рассмотрение Конгресса 1 августа «О защите безопасности Америки от агрессии Кремля – 2018».
По его мнению, если законопроект будет принят, предусмотренные в нем меры сильно ударят по российским властям и их финансово-экономическим возможностям управлять страной.
Законопроект стал призывом ко всем странам, и прежде всего к Европейскому союзу, фактически прекратить любое значимое экономическое сотрудничество с нынешней Россией и делать это в тесной координации с США.
Он, в частности, расширяет санкции по отношению к энергетическому сектору. Например, в условиях критической зависимости российского ТЭКа от западных технологий будет затруднена разработка новых месторождений, и реализация проекта «Северный поток – 2» будет заморожена, а о разработке арктического шельфа придется забыть.
В числе санкционных мер законопроекта также запрет на приобретение российских государственных долговых обязательств, другими словами – запрет на любое новое кредитование РФ и контролируемых государством банков и компаний.
Правительство США также не осталось в стороне. Администрация президента Дональда Трампа объявила о намерении применить в отношении России пакет санкций, предусмотренный действующим законом США 1991 года по вопросам ликвидации химического и биологического оружия. До сих пор санкционные статьи этого закона применялись только в отношении властей Сирии и КНДР. Российский режим подпадет под эти санкции впервые в связи с «делом Скрипалей». Госдепартамент США объявил, что применение этого закона стартует 22 августа 2018 года.
«Так как авторами законопроекта являются шесть наиболее авторитетных сенаторов от Республиканской и Демократической партий – Джон Маккейн, Бен Кардин, Лендси Грэм, Роберт Менендес, Кори Гарднер и Джоан Шаин, – не сомневаюсь, что его рассмотрят в приоритетном порядке и примут уже в октябре, до промежуточных выборов в Конгресс в начале ноября», – заявил Касьянов.
Михаил Касьянов пояснил «НГ», что никаких специальных сведений у него нет, но ситуация для него очевидна: «У меня нет эксклюзивных источников, я в последнее время с сенаторами не общался. Но я знаю этих людей много лет, я понимаю логику их мыслей, для этого мне не нужно с ними общаться. Большинство сенаторов наверняка одобрят данную инициативу, а президент США Дональд Трамп, несмотря на хорошие отношения с Путиным, не сможет помешать». По словам политика, прописанные в проекте ограничения связаны с будущими действиями РФ, и давление будет нарастать: отсутствие доступов к финансам, ограничение торговли. Политик пояснил, что с внутренней политикой РФ закон не связан, для нее есть уже «закон Магнитского». По его словам, проект связан с вмешательством в выборы в США, присоединением Крыма, вмешательством в события на юго-востоке Украины, с политикой РФ в отношении Сирии, Грузии и Молдавии.
Касьянов отметил, что экономически это ударит прежде всего по чиновникам, власти и бизнесу, а также по госкомпаниям, госбанкам и может затронуть интересы среднего класса. Граждане же могут не получить американских товаров, также ограничения коснутся перевозчиков – например, «Аэрофлота». «Не исключено, что принятие закона приведет к завинчиванию гаек, зависит от того, как российская власть будет реагировать. Но не верится, что российские власти готовы менять свою внешнюю политику, а если нет, то предотвратить принятие и применение этого закона уже невозможно. Потому что американские законодатели волнуются об агрессивном поведении российских властей, разрушающем международную безопасность», – заявил Касьянов. Он предположил, что вместо смены вектора Россия может принять какой-нибудь ответный закон против США.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Вероятность того, что закон примут в приоритетном порядке, есть, потому что перед выборами в Конгресс у американской элиты есть желание вернуться к российской теме. Причем и у Трампа такая ситуация: его обвиняют в том, что он пришел к власти при поддержке России, и ему сложно блокировать эти санкции, потому что если он говорит о том, что их не надо вводить, то подтверждает свои связи с РФ, так что он в ловушке. Кроме того, при двухпартийной системе эти санкции поддерживаются как демократами, так и республиканцами». По его мнению, остановить законопроект может ситуация, при которой его принятие будут затягивать республиканцы, но это возможно, только если сигнал будет не от Трампа – его аргументация уже не работает, а от госсекретаря Майкла Помпео или помощника президента по нацбезопасности Джона Болтона, если они получат сигналы, что в двухсторонних отношениях могут быть положительные изменения. «Но пока шансы на прорыв не очень заметны», – подчеркнул Макаркин.
По мнению эксперта, результатом принятия закона внутри РФ вряд ли станет закручивание гаек, наоборот, в последнее время обсуждается либерализация – например, декриминализация правонарушений в Интернете. Санкции же вновь сыграют роль объединителя общества вокруг власти.
Макаркин подчеркнул, что закон сильный, ограничивающий и вытесняющий Россию с мировой арены. При этом эксперт отметил: «Важен момент, какие формулировки примут в законе в отношении Европы и ее взаимодействия с РФ, – это непростая ситуация. Например, когда американцы ввели санкции против Ирана, европейцев поставили перед выбором: либо они продолжают торговать с Ираном, но тогда против их компаний вводят санкции США, либо прекращают, и Америка к ним не пристает, – и европейские кампании ушли из Ирана. Если в отношении российских санкций формулировки будут носить рекомендательный характер, то европейцы продолжат сотрудничество с РФ. А если вводить санкции за работу с Россией – это серьезное потрясение для всех мировых рынков. По сути, это объявление России экономической войны, но это случится вряд ли».
«Кремль может отреагировать, приняв какой-нибудь контрзакон, симметричный или асимметричный. Другое дело, что возможностей ответить не очень много, зато есть вероятность «выстрелить в ногу самим себе». Например, когда мы говорим об экономических санкциях, делаем услугу нашим бизнес-конкурентам в Америке, они рынки займут, а как потом на них возвращаться?» – пояснил он.
комментарии(0)