По мнению Ходорковского, даже сторонники главы государства уже подыскивают ему альтернативу. Фото с сайта www.khodorkovsky.com
Основатель «Открытой России» (ОР) Михаил Ходорковский заявил, что проблему санкций можно решить в ближайшее время. Он отметил, что хотя «граждане настолько сплотились вокруг вождя, что готовы его задушить», но пропаганде все сложнее будет списывать ухудшение уровня жизни на санкции. Которые, в свою очередь, больно ударили по политической элите, лишающейся денег и перспектив в своих отношениях с Западом. Происходящее в стране приводит к тому, что даже сторонники президента Владимира Путина уже начали подыскивать ему альтернативу, уверен Ходорковский.
Ходорковский прокомментировал слова премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что «санкционный режим будет сохраняться десятилетиями, если не произойдет какое-то чудо». «Медведев из своих соображений вновь подал месседж Владимиру Владимировичу, что тот будет жить вечно. Но на самом деле это невозможно», – заметил Ходорковский в интервью радиостанции «Голос Америки». Он подчеркнул, что речь все-таки не идет о десятилетиях, хотя конфигурация санкций и самого законопроекта осложняет его отмену даже после смены политруководства в России.
В то же время экс-олигарх сомневается, что санкции могут заставить ближний круг Путина действовать против него, поскольку при смене власти они будут находиться под большим риском, чем сам Путин. Ходорковский подчеркнул, что элита неоднородна, и «второй-третий-четвертый круги в окружении Путина начинают нести существенные политические, экономические и персональные риски». Основатель ОР привел пример, когда поучаствовавший в избрании президента РФ бизнесмен в итоге лишается возможности приобрести контракты и партнеров на Западе, при этом «власть не готова всю жизнь обеспечивать деньгами своих адептов». Таким образом, на Путина санкции непосредственного влияния не оказали, но сказались на возможности режима самовоспроизводиться, поскольку умные люди стали дистанцироваться от принятия решений.
Ходорковский отверг возможность потепления отношений между США и Россией при нынешнем политрежиме в РФ. По его мнению, для снятия санкций понадобится имплементировать соглашения «Минск-2». Кроме того, надо решить проблему Крыма, вернуть свободу СМИ и сократить количество политзаключенных в России. Пока же предпосылки обратные.
Между тем, по мнению Ходорковского, надежды на смену режима остаются. Он пояснил, что хотя культ личности в стране уже вырос настолько, что «если народ еще чуть-чуть сплотился вокруг вождя, то его задушит», люди стали все больше испытывать на себе экономические проблемы, которые на санкции уже не спишешь – а значит, и возможности пропаганды себя исчерпывают. При этом поддержка действующего президента во многом базируется на безальтернативности, культивированной лояльным Кремлю ТВ.
Он подчеркнул, что по социсследованиям видно, что многие люди поддерживают Путина, но хотели бы, чтобы на выборы пошел другой человек. «Что еще более важно, люди не видят институциональные альтернативы, потому что Путину удалось дискредитировать все институты, начиная с парламента, судов, региональных властей и местного самоуправления», – отметил он. Ходорковский пояснил, что задача оппозиции – донести людям, что есть институциональная инициатива.
Оппозиционер напомнил, что «в конце 80-х и начале 90-х власть была снесена руками голодных людей, но, в общем, это было проделано руками той политической элиты, которая поняла, что страна зашла в тупик». Оппозиционер надеется, что элита сыграет роль в смене режима и сегодня.
По мнению основателя ОР, в этих условиях оппозиции, во-первых, необходимо использовать все возможности для защиты прав граждан, в том числе «с помощью новых инструментов наказывать людей, их нарушающих». Во-вторых, донести до общества, что режим заводит страну в технологическое отставание. В-третьих, объяснить Западу, что в РФ есть люди с другой ментальностью: например, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, Алексей Навальный и Дмитрий Гудков: «Показать Западу, что Кремлем Россия не заканчивается, а россиянам, что проблемы во внешней политике могут быть разрешены не через многие десятилетия, а завтра-послезавтра конкретными людьми».
Наконец, оппозиции надо сказать россиянам, что «есть иная модель будущего, и показать политических представителей у себя в регионах». «Что власть надо изменить не персонально с Путина на Шмутина, а институционально: на демократический парламентский режим, где регионы будут сами определять свою судьбу и путь развития».