Учащимся, возможно, предстоит литературно отвечать за совмещенную взрослыми историю с географией. Фото Валерия Матыцина/ТАСС
В Общественной палате (ОП), по информации «НГ», выступили за введение дополнительного ЕГЭ по Россиеведению. Дисциплина должна объединить в себе темы по истории, географии, литературе и художественной культуре. В ближайшее время предложения предполагается направить в Минобрнауки. Часть вопросов, на которые предстоит отвечать выпускникам, скорее всего будет позаимствована из тестов для мигрантов.
Инициатива стала следствием изучения в ОП результатов обязательного тестирования по русскому языку и истории страны тех приезжих, которые желают получить российское гражданство. По словам члена ОП Романа Дощинского (учителя русского языка и истории), если от иностранцев требуется какой-то конкретный набор знаний, то логично, что и сами россияне должны им владеть. Однако в реальности, подчеркнул собеседник «НГ», большинство выпускников школ слабы в гуманитарных дисциплинах – «не знают истории или плохо разбираются в художественной культуре, не знают географического расположения многих объектов».
В ОП совместно с Ассоциацией учителей подготовили проект резолюции, в котором говорится о необходимости «более тщательно оценивать подход к преподаванию в школах истории, обществознания, русского языка и литературы, географии – основных дисциплин, формирующих гражданско-патриотическое мировоззрение юношества». После доработки документ направят в Минобрнауки и Госдуму.
Требование пересмотреть систему оценки эффективности образовательных организаций связывается в нем «с учетом решения школой задач по формированию гражданской позиции современных подростков». Также ОП обращается к депутатам с просьбой повременить с одобрением законопроекта о патриотическом воспитании молодежи, поскольку «для его реализации в образовательной среде сейчас нет базовых основ».
По словам Дощинского, речь не идет об очередной попытке включить в школьную программу новый предмет. Предлагается ввести третий интегрированный ЕГЭ по Россиеведению – он объединит в себе историю, географию, художественную культуру и литературу. В ОП предлагают разбить экзамен по Россиеведению на четыре части, последняя должна быть творческой. Таким образом, решится и проблема с тем, куда включить итоговое сочинение по литературе.
Член ОП при этом отметил, что на экзамене школьников спросят об элементарных базовых понятиях. «Это будут те же вопросы, которые задают приезжим во время тестирования по русскому и истории». Например: «Кто одержал победу в Куликовской битве?», «Когда и при какой императрице в состав РФ вошел Крымский полуостров?», «Какой художник написал знаменитую икону «Троица»?», «Какие известные православные храмы были построены в Древней Руси?»
Дощинский убежден, что Россиеведение нужно вводить вместо планируемого ЕГЭ по иностранному языку: «К базовым экзаменам по русскому и математике добавляется иностранный язык. Судя по результатам анкетирования, среднестатистический школьник не готов к сдаче иностранного языка на том уровне, которого требует ЕГЭ. К тому же наблюдается огромная пропасть между школьниками в крупных городах и селах».
У данной инициативы ОП уже выявились противники. Один из их аргументов такой: в случае плохих результатов на ЕГЭ сложно будет найти виновного, ведь если тест интегрированный, то как узнать, кто из учителей плохо справился с подготовкой? Есть и мнения, что чиновники через этот экзамен опять пытаются насадить в школах «патриотическую тематику». Многие учителя, опрошенные ОП, заявили также, что нельзя преподавать российские науки без фонового контекста – то есть мировой истории и культуры. «Некоторые эксперты вообще полагают, что эта затея пустая – дескать, в таких знаниях нет ничего ценного, они не помогут в будущем», – пояснил Дощинский.
Тем не менее, уверяют в ОП, опрос показал, что в целом к идее о Россиеведении специалисты относятся неплохо – например, за то, чтобы сделать его третьим экзаменом на ЕГЭ, высказались 60% опрошенных. А вот, скажем, по поводу введения третьим иностранного языка эксперты с большим перевесом проголосовали «против», посчитав, что в России можно успешно жить и без него.
«Я считаю, что это неплохая идея. Молодежь слишком мало знает о своей стране. Эти предметы, к сожалению, традиционно слабо изучаются. Мне кажется, эта инициатива удачно бы легла в концепцию патриотического воспитания», – сказала «НГ» московский педагог Алена Тарахович.