Из высокопоставленных чиновников мероприятие Алексея Кудрина (в центре) посетили лишь глава СПЧ Михаил Федотов и министр без портфеля Михаил Абызов. Фото Сергея Савостьянова/ТАСС
Общероссийский гражданский форум (ОГФ) Алексея Кудрина завершился. Главными темами для дискуссий в кулуарах мероприятия стали арест министра экономического развития Алексея Улюкаева и отсутствие неофициально анонсированных выступлений представителей кремлевской администрации, включая первого замглавы ведомства Сергея Кириенко.
Почти все участники форума, опрошенные «НГ», характеризовали атмосферу мероприятия как весьма депрессивную. К официальной части ОГФ было приковано куда меньше внимания, чем обычно. Хотя обсуждались там, например, правоохранительная, судебная и избирательная реформы. Градус обсуждения дискуссии снизило отсутствие того же Кириенко и даже главы ЦИКа Эллы Памфиловой. Потому предложения словно бы повисали в воздухе – получалось, что гражданское общество в очередной раз апеллировало к самому себе.
Открыла форум председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Она сразу провела параллель между событиями последних лет и годами «большого террора». Алексеева отметила, что репрессии в отношении миллионов сейчас вряд ли возможны, но «под каток» властей сейчас попадает много людей – от министров до блогеров. В итоге гражданских активистов впору обучать навыкам советских диссидентов: «Дай Бог, чтобы никому из нас это не пригодилось». Соответственно правозащитница задалась вопросом: а не является ли ОГФ последней в стране площадкой, в рамках которой и возможно еще общение внутри гражданского общества?
Ее выступление внимательно слушали глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин и министр Открытого правительства Михаил Абызов. Отметим, что участие в ОГФ принял и руководитель президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов. Кудрин весь день был молчалив и с журналистами предпочитал не общаться. О причинах можно догадаться – в его адрес последовали бы вопросы об отсутствии Кириенко, аресте Улюкаева и, собственно, нынешнем состоянии демократии в России. Понятно, что отвечать на все эти вопросы прямо и при этом сохранить политкорректность в отношении верховных властей России было бы непросто.
Стоит отметить, что ОГФ, несмотря на урезанный состав участников, все-таки удалось сохранить имидж некого медиатора между гражданским обществом и властью. Хотя на мероприятии нашлось место и странностям: так, одну из встреч, на которой присутствовали Кудрин, экс-руководитель администрации президента Александр Волошин и действующий кремлевский чиновник – глава управления по общественным проектам Павел Зенькович, вообще сначала объявили закрытой, однако затем все-таки пустив на нее нескольких журналистов. Ничего сенсационного там не прозвучало, хотя Волошин, скажем, практически повторил тезис премьера Дмитрия Медведева на тему: «Вы там держитесь». Дескать, никто и не говорил, что будет легко, а гражданское общество должно рождаться не благодаря власти, а вопреки ей.
Однако основная тема кулуарных разговоров была другой – арест Улюкаева, который российские элиты расценили как удар по собственной безопасности. Так, сразу несколько источников «НГ», близких к экс-министру и присутствовавших на ОГФ, считают, что министра подставили.
Кстати, и Кудрин, и Федотов свою позицию по аресту экс-министра все-таки высказали. Первый, отказавшись открыто выступить на форуме, сделал это в телеинтервью «России-1»: «Мои сомнения, что все так могло быть, связаны с непростой конфигурацией его (Улюкаева. – «НГ») разговора на территории «Роснефти». Вообще-то так не принято – даже представить себе не могу такого, – чтобы министр с таким человеком, как Сечин, мог так себя вести. Это очень чувствительный вопрос для общества, по которому нужно давать полноценную своевременную информацию. Нельзя просто затаиться. Я к этому призываю».
Федотов призвал рассекретить детали резонансного задержания Улюкаева, заявив, что был ошарашен этой новостью: «Я не верю, что это могло быть, просто не верю, но в этой сфере вопросы веры не должны иметь никакого значения, в этой сфере должен иметь значение факт». Однако, как подчеркнул Федотов, как раз фактов-то никто и не видел: «Надо рассекретить материалы дела, провести соответствующие процедуры».
Источники «НГ», близкие к основателям ОГФ, заявили, что приоритетной рассматривается версия о внутренних интригах, в частности, речь идет о специфическом разрешении конфликта между Улюкаевым и Сечиным. Главный вопрос, который ставят перед собой либералы, заключается в том, является ли арест экс-министра трендом и не продолжится ли он в отношении тех из них, кто еще остается во власти?
А потому крайне двусмысленным выглядело отсутствие на ОГФ куратора внутренней политики Сергея Кириенко. По одной из версий, он не приехал, потому что не хотел отвечать на вопросы об Улюкаеве. По другой – не хотел, чтобы его визит трактовали как однозначную поддержку одной из общественных группировок. По третьей версии, информация о визите якобы была вброшена самим Кудриным, чтобы поднять интерес к форуму. Источники «НГ» в рядах организаторов ОГФ подчеркнули, что разговоры о визите первого замглавы кремлевской администрации действительно велись. Да и во время закрытой встречи сам Кудрин посетовал, что, мол, все пришли на Кириенко, а тот не приехал.
Другой источник «НГ» в кулуарах форума подчеркнул, что важной темой стало и избрание Дональда Трампа президентом США. Дескать, Кремль делает на него большие ставки, рассчитывая на улучшение отношений с Западом: «Все сошлись во мнении, что позиция новой администрации будет очень жесткая – и никаких санкций не отменят».
Экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков, которого корреспондент «НГ» застал в коридоре беседующим с Кудриным, сказал, что «ОГФ собрал, по сути, остатки российского гражданского общества, последняя площадка, где системные и несистемные либералы могут общаться». Но он все же надеется, что нынешнее его собрание все-таки не будет последним. Гудков подчеркнул, что с учетом того, что мало кто понял причины ареста Улюкаева, есть мнение, что власти, взяв передышку в отношениях с Америкой на фоне Трампа, приступили к поиску внутренних врагов.
С другой стороны, прошедший форум, в чем сошлись во мнении многие его участники, послал властям четкое сообщение о том, что в России есть сторонники другого пути развития. И хотя поддержать ОГФ открыто решились немногие, однако сигнал скорее всего был услышан всеми заинтересованными сторонами. Так что отчасти затраты интеллектуальных и материальных ресурсов на проведение данного мероприятия себя оправдали.