Джо Байден заявил Реджепу Тайипу Эрдогану, что курдское ополчение может потерять американскую поддержку, если будут атаковать турецких солдат. Фото Reuters
Москва озабочена действиями Анкары на севере Сирии, но Вашингтон одобрил военное вмешательство Турции в конфликт. Официальный представитель Белого дома Джош Эрнест назвал наступление турецких войск и взятие Джараблуса «существенным прогрессом». Военные эксперты не исключают, что начатая по инициативе турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана операция «Щит Евфрата» по блокированию сирийско-турецкой границы перерастет в более активные боевые действия на всей территории, которую сейчас удерживает «Исламское государство» (ИГ – террористическая организация, запрещенная в РФ).
Возможность подобного сценария косвенно подтвердил и сам Эрдоган, который, говоря о целях ввода своих войск в Сирию, заявил, что Турция «намерена устранить все угрозы для своих граждан и решить сложную задачу по обеспечению безопасности страны». Турецкие танки во взаимодействии с боевиками оппозиционной Сирийской свободной армии (ССА) и при поддержке авиации США молниеносно освободили Джараблус. Это говорит о том, что армия Турции и подразделения ССА становятся главной ударной силой в начавшейся сухопутной операции американской коалиции против ИГ. По сути, это и является началом реализации плана «Б», о котором неоднократно упоминал президент США Барак Обама, требуя скорейшего отстранения от власти сирийского лидера Башара Асада.
Reuters со ссылкой на неназванного высокопоставленного офицера турецкой армии сообщил, что вчера как минимум еще девять танков пересекли границу. По данным агентства, на территории Сирии находятся более 20 турецких танков, причем Анкара готова перебросить сюда дополнительную военную технику, «если потребуется».
С учетом того, что боевики действуют в основном на «тачанках» (переделанных автомобилях) и ограничены в противотанковых средствах, применение бронетехники дает возможность турецким войскам эффективно наступать. Сообщается, что перед турецкими военными также поставлена задача не допустить, чтобы на территориях, освобожденных от боевиков ИГ, закрепились отряды курдских повстанцев.
Конечно, подобными действиями возмущен не только Дамаск, но и курдское руководство. Турки, воюя с ИГ, обстреливают и курдские позиции, а прибывший в Анкару вице-президент США Джо Байден заявил, что военные формирования сирийских курдов должны отойти восточнее реки Евфрат – в противном случае они лишатся поддержки Америки. Со стороны Вашингтона это выглядит предательством. С помощью курдского ополчения при поддержке американского и французского спецназа на севере Сирии был освобожден от ИГ стратегически важный город Манбидж. Он находится западнее Евфрата, и его взятие ранее, по утверждению американского командования, было направлено на воссоединение с курдским анклавом в Африне. Воссоединения не произошло. Теперь, когда в игру вступили турецкие войска, США хотят избавиться от курдов, требуя возвращения их на прежние позиции в провинции Хасека.
Заметим, что вместе с курдами Манбидж брали и боевики ССА. И теперь они стали союзниками не только американцев, но и турок. Российская сторона не раз упрекала ССА в нарушениях перемирия. А правительственные войска Сирии вели с ней боевые действия. Теперь же оппозиционные Асаду отряды ССА при поддержке Турции и США становятся «главными» на освобожденных от ИГ землях. Чем больше будет таких территорий, тем меньше власти останется у Башара Асада. Пока МИД РФ ограничился заявлением, в котором высказал озабоченность действиями Анкары и поддержал курдов. Но уже ясно, что турецкие войска будут вести борьбу не только с ИГ, но и с курдским ополчением. Представитель курдской Партии демократического союза в Москве Абдесалям Али заявил, что поддерживаемые возглавляемой США коалицией сирийские демократические силы считают неизбежными столкновения с турецкими войсками, если те продолжат наступление.
Пока никаких официальных комментариев по этому поводу не дало российское военное ведомство. Но вряд ли руководство Минобороны РФ устроит, что на севере Сирии возник новый очаг напряженности, а территориальная целостность этой страны вновь под вопросом. Не лучшим образом ведет себя руководство Пентагона. Как передает радиостанция Voice of America, командующий американской операцией в Ираке и Сирии генерал-лейтенант Стивен Таунсенд на днях заявил, что крайне скептически относится к возможности сотрудничества с РФ и, мол, его мнение разделяют многие американские военные. То есть генерал дал понять, что американцы и турки будут вести боевые действия в Сирии без какого-либо взаимодействия с российской военной группировкой, дислоцированной там.