На фото заседания Совета по правам человека. Фото пресс-службы
Президентский Совет по правам человека (СПЧ) получил отзыв Минюста на свои рекомендации, принятые на спецзаседании «Гражданское участие в мониторинге избирательного процесса». Первый замминистра Сергей Герасимов сообщил правозащитникам, что выборная кампания будет проведена организованно и в соответствии с законом. Однако как раз на традиционные его нарушения СПЧ и пытался обратить внимание властей.
Рекомендации СПЧ состоят примерно из полсотни пунктов. Правозащитники указали на необоснованные отказы в регистрации кандидатов, воспрепятствование законной предвыборной агитации, нарушения прав наблюдателей и неправомерное использование властного ресурса. Ответ на них Минюста в СПЧ посчитали скорее формальным и состоящим в основном из пересказа уже известных позиций и заявлений Центризбиркома.
Напомним, кстати, что в своем заключении на рекомендации cовета глава ЦИКа Элла Памфилова обещала активно взаимодействовать с общественными институтами по вопросам, которые могут возникнуть в ходе организации и подготовки к выборам. И пока свое слово она в принципе держит.
А вот Минюст правозащитникам ничего нового, по сути дела, не сообщил. В его письме, например, говорится, что для максимальной открытости и гласности на выборах планируется использовать современные информтехнологии. В шести субъектах РФ будут веб-камеры с трансляцией в Интернете – это Москва, Санкт-Петербург, Пермский край, Ростовская, Самарская и Московская области, а в девяти – камеры без онлайн-эфира, но с функцией хранения видеозаписи. Это Ингушетия, Карелия, Ханты-Мансийский автономный округ, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Ленинградская Костромская и Ярославская области.
Между тем СПЧ просил поставить камеры на максимально возможное число участков, а главное, оснастить ими помещения территориальных избиркомов, где производится прием протоколов с этих участков и где, по мнению многих экспертов, с ними и происходят различные удивительные превращения.
Правозащитники также просили сделать понятным порядок проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидатов, а именно «исключить возможность признания подписей недействительными из-за ошибок в адресных базах данных, а также из-за заключений экспертов-почерковедов, носящих вероятностный характер». Минюст же ответил, что можно направить запрос в орган регистрационного учета, чтобы подтвердить достоверность указанных в них сведений в случае их расхождений. Также он сообщил, что все случаи, когда возникают сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты, трактуются в пользу ее достоверности. Проблема в том, что на местах об этом в отличие от Минюста комиссии, похоже, не знают.
В СПЧ указывали и на произвол сотрудников правоохранительных органов, которые изымают тиражи законно оформленных листовок, срывают плакаты и т.п. В ведомстве указали, что в случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и прочих агитационных материалов избирком должен обратиться в правоохранительные органы. При этом, по решению последнего, полиция может изъять лишь часть продукции, а вот весь тираж – лишь по решению суда. Это еще один пример чисто теоретического подхода и уверенности, что закон и его правоприменение полностью совпадают.
Что касается усиления общественного контроля, то в письме Минюста зачем-то говорится, что ЦИК максимально учел рекомендации СПЧ. Речь идет о праве наблюдателя оставаться на участке до вступления в силу судебного решения о его выдворении. А исполнить его, дескать, могут лишь сотрудники правоохранительных органов, у избиркома полномочий на это нет. Точно так же как расследовать заявления о фальсификации и нарушениях избирательных прав.
Как известно, в ряде регионов в этом году будут действовать мобильные мониторинговые группы СПЧ. Однако у них есть серьезная проблема с официальным статусом. Минюст в ответ лишь сообщил, что сейчас этот вопрос находится на изучении Центризбиркома и уже, мол, есть обещание, что комиссии на местах не станут препятствовать работе таких групп.