Председатель комитета ГД по безопасности Ирина Яровая не оставляет террористам никаких лазеек. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Лиц с двумя и более гражданствами могут поставить перед сложным выбором – теперь лишение российского паспорта грозит участникам и террористических, и международных организаций. Такие поправки ко второму чтению в законопроект о противодействии экстремизму и терроризму были разработаны Ириной Яровой и одобрены комитетом по безопасности, который она и возглавляет.
Пакет антитеррористических законов был рассмотрен вместе с президентской инициативой о создании Росгвардии. Таким образом, в один день практически сплошным массивом в медийное пространство была вброшена информация и о штрафах за использование СМИ в целях разглашения гостайны, и о регламентации деятельности иностранных миссионеров в РФ, и о смягчении процедуры запрета выезда за рубеж, и о ужесточениях для бипатридов – тех, у кого больше одного гражданства.
Надо полагать, что в комитете Яровой руководствовались принципом «и за лесом они не увидят деревьев, а если и увидят – то между стволов там караулят преторианцы». Поскольку Дума заканчивает работу на этой неделе, можно предположить, что все предложения будут рассмотрены во втором-третьем чтении одновременно: уходящие на выборы депутаты дадут по терроризму мощный пиар-залп.
Наибольший интерес, пожалуй, вызывает инициатива о противодействии терроризму и экстремизму, который прописывал, в частности, возможность отзыва гражданства. Ранее правовое управление ГД назвало изначально предложенную формулировку неконституционной. Депутаты, напомним, предлагали отменять решение о предоставлении гражданства за совершение преступлений террористической или экстремистской направленности.
Ко второму чтению были подготовлены весьма радикальные поправки, которые вводят крайне своеобразное понятие выхода из гражданства РФ. Лишиться паспорта теперь можно будет на основании не только добровольного волеизъявления в письменной форме, но и «добровольного волеизъявления лица, выраженного в форме совершения действий, предусмотренных настоящим законом».
Последний пункт и есть самый интересный. Он предусматривает потерю российского гражданства в трех случаях. Во-первых, это поступление на военную службу, на работу в правоохранительных органах, в том числе в судах, или органах безопасности иностранного государства. Во-вторых, паспорт как бы добровольно сдается «вследствие осуществления без согласия полномочных органов РФ деятельности в международных организациях, в деятельности которых РФ не принимает участия, если иное не предусмотрено международным договором РФ». Наконец, в-третьих, от российского подданства человек как бы отказывается через совершение преступлений, предусмотренных террористическими или экстремистскими статьями Уголовного кодекса.
Впрочем, тут же дается пояснение, что «выход из гражданства РФ в форме совершения действий не допускается, если гражданин РФ не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения». То есть грозит такой исход только бипатридам, вставшим на экстремистско-террористический путь.
Если речь идет исключительно о мигрантах, придерживающихся радикальных взглядов, это одно. Однако пункт о фактическом запрете в деятельности именно международных организаций вызывает определенные опасения. Это ведь не обязательно террористические движения, а, скажем, условные «Репортеры без границ» или GreenPeace. Тогда поправки коснутся журналистов и активистов, у которых по каким-то, может быть, и личным причинам есть второй паспорт.
Да и в целом новая формулировка выглядит своеобразно. Не найдя возможностей для отзыва гражданства, депутаты предлагают приравнять экстремизм, терроризм, работу на иностранные государства или международные организации к добровольному отказу от российского паспорта.
«В случае, если гражданин поступает на военную службу в иностранное государство, потеря гражданства вполне обоснованна, так как нарушается суверенитет государства», – считает адвокат Владимир Постанюк. Однако, по его мнению, «данный закон сильно ограничивает свободу человека, который должен сам решать, где ему работать а где – нет, не боясь при этом потерять гражданство своей страны».
В каком-то смысле смягчением можно назвать поправки в норму об ограничении выезда за рубеж. Изначально предлагалось распространить запрет на тех, у кого была непогашенная судимость по террористической или экстремистской статье, и тех, кто получил предупреждение за подозрение в пособничестве террористам. В итоге остался только первый пункт.