Вид на московскую лабораторию сквозь олимпийские кольца. Фото Reuters
В истории с мельдонием, казалось, удалось найти компромисс, но покой российскому спорту только снится. Газета New York Times поделилась откровениями бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Григорий Родченков. Он рассказал о том, что десятки российский спортсменов на Олимпиаде в Сочи, в том числе 15 медалистов, принимали запрещенные препараты, причем делали это в рамках годами планировавшейся кампании при поддержке государства.
Сотрудники лаборатории, по словам Родченкова, заменяли анализы мочи спортсменов, принимавших допинг, на их чистые пробы, взятые несколько месяцев назад. Все было организовано как в авантюрном кино: сообщение семизначных кодов анонимных проб, сигналы сверху, тайная лаборатория, передача подмененных проб через круглое отверстие в стене с последующей маскировкой этого отверстия. Родченков утверждает, что разработал специальный коктейль из трех анаболических стероидов – метенолона, тренболона и оксандролона. Препарат позволял атлетам быстро восстанавливать силы в условиях нагрузок и поддерживать пик формы. Для лучшего усвоения препарата и сокращения окна его обнаружения допинг растворяли в алкоголе: мужчины якобы употребляли его вместе с виски Chivas, а женщины вместе с Martini.
Среди спортсменов, участвовавших в допинговой программе, NYT называет лыжника Александра Легкова, бобслеиста Александра Зубкова и скелетониста Александра Третьякова, а также женскую сборную по хоккею. Легков опроверг обвинения, заявив, что не пьет и не пил Chivas, что перед Олимпиадой у него 33 раза брали допинг-пробы, что Родченков «говорит чушь», а с людьми, которые это опубликовали, «надо судиться, делать все правильно, по закону». Советник президента Федерации хоккея России (ФХР) также высказался весьма категорично: «Это бред. Этого не было, нет и не будет». Зубков назвал опубликованную информацию «необоснованной клеветой». По словам министра спорта РФ Виталия Мутко, данные, сообщенные NYT, «абсурдны».
Сам Родченков в настоящее время живет в США, ему помог перебраться туда режиссер Брайан Фогель. Сейчас Фогель готовит документальный фильм о «российском допинге в Сочи». Родченков же уехал, опасаясь, как сообщается, за собственную безопасность после освобождения от должности осенью прошлого года. Агентство Р-Спорт обращает внимание на слова Родченкова о том, что он мог сесть в тюрьму уже в 2011 году по обвинению в обороте допинга, но «искупил вину, организовав победы в Сочи». Сайт Sports. ru пишет, что 3 года назад родная сестра Родченкова Марина (бывшая легкоатлетка, чемпионка мира в шоссейном беге) была осуждена на полтора года за попытку незаконной продажи анаболических стероидов (тестостерона, оксандролона и метандиенона). Чуть позже реальное наказание по статье «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта» заменили на условное, но факт нарушения закона был доказан.
Заместитель главного редактора сайта Чемпионат. com Евгений Слюсаренко, регулярно пишущий о проблеме допинга, вспоминает, что перед Олимпиадой источники в спортивных кругах делились с ним мнением, что Родченкова «нужно убирать». Руководителя московской лаборатории называли «обезьяной с гранатой». Слюсаренко также делится суждениями двух анонимных источников по материалам публикации в NYT: «Один давился со смеху: «Коктейль с анаболиками и алкоголем? Гениально! Только Гриша мог такое придумать. Верю!» Второй через пять минут кричал в трубку: «Да врет (на самом деле там было более крепкое слово) он всё! Как мы могли подменивать пробы, если в лабе в Сочи было три десятка человек из других стран! Из-за Гриши, кстати, нам их и прислали, не доверяли нам! Что – никто бы не заметил, как мы там мочу переливали?!»
Представитель Минспорта так прокомментировал откровения Родченкова агентству Р-Спорт: «Все озвученное бывшим директором лаборатории не может не шокировать. Однако учитывая, что он был освобожден от своей должности именно за манипуляции с пробами, все сказанное, возможно, есть не что иное, как сведение личных счетов».
Международный олимпийский комитет (МОК), между тем, выразил озабоченность публикацией в NYT и просит Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) немедленно провести расследование. Заметка в американском издании вышла во время заседания Совета учредителей ВАДА. Глава агентства Крэйг Риди в беседе с журналистом Р-Спорт сказал, что обвинения «пока голословные», нужны доказательства для начала расследования, но все это «не очень хорошие новости для России». С Родченковым, по словам Риди, представители ВАДА общались во время расследования допингового скандала в легкой атлетике, но тогда он ничего не стал говорить про Сочи. Глава агентства не считает публикации о «российском допинге» политически мотивированными: «Информация идет от людей, которые хотят помочь России соответствовать правилам и жить по ним».
Одновременно с разоблачениями Родченкова появился повод вспомнить и о мельдонии. После матча с московским «Динамо» 11 футболистов стартового состава клуба «Ростов» отправили на сдачу анализов на допинг. Обычная практика предполагает, что анализы сдают лишь 2 спортсмена. В ФИФА неожиданный ход объяснили тем, что «в СМИ появилась информация о возможном использовании мельдония».
Журналисты New York Times признают, что провести независимую экспертизу сообщений Родченкова крайне затруднительно. Тем не менее, как пишет издание, откровения экс-главы московской лаборатории вписываются в неблагоприятную картину с «российским допингом», которую в прошлом году нарисовал отчет ВАДА. Стоит напомнить, что по итогам отчета московская лаборатория была лишена аккредитации, и ее восстановлением российские спортивные чиновники заняты по сей день.