Михаил Ходорковский неоднократно заявлял о поддержке Демкоалиции Касьянова и Навального. Фото Михаила Джапаридзе/ТАСС
Вчера был заочно арестован экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. Это произошло вскоре после обысков в московском и питерском отделениях возглавляемой им «Открытом России» (ОР). Причем наряду с документами организации были изъяты и учредительные документы питерского ПАРНАСа. В партии допускают, что власти в канун выборов в Госдуму могут начать кампанию по дискредитации этой структуры из-за поддержки, оказываемой Ходорковским.
Сегодня юристы ПАРНАСа в Санкт-Петербурге обжалуют решение об изъятии уставных документов в ходе обысков. Во вторник в шесть утра оперативники пришли домой к председателю питерского ПАРНАСа Андрею Пивоварову и его заместителю Наталье Грязневич – оба они, кстати, являются одновременно и координаторами ОР.
Причина обыска – расследование дела о якобы имевшей место легализации денежных средств, полученных от приватизации структурами Ходорковского 20% акций ОАО «Апатит» в 1994 году (см. «НГ» от 23.12.15). Грязневич отметила, что изъяты уставные документы ПАРНАСа, печати и т.д.: «Было заметно, что их ПАРНАС очень интересовал. Когда нашли документы по нему – очень оживились. Не пригодится в этом уголовном деле – пригодится в каком-то другом».
Изъятие уставных документов ПАРНАСа с юридической точки зрения объяснить нельзя, сказал «НГ» юрист Вадим Прохоров: «В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом при обыске изъятию подлежат документы, имеющие значение для уголовного расследования.
Пусть объяснят, какое отношение уставные документы ПАРНАСа имеют к расследованию, возбужденному в 2003 году, когда до создании партии оставалось еще 10 лет». Отметим, что питерские отделения ПАРНАСа и ОР, юридическим лицом вообще не являющейся, расположены в одном офисе.
Пивоваров в беседе с «НГ» рассказал, что помимо оргтехники, включая планшеты и телефоны, изъяли также абсолютно все наличные деньги, а также банковские карты. Даже пять коробок с листовками. «На вопрос – зачем, ответили сухо: в рамках следственных действий».
Никакого процессуального статуса у Пивоварова и Грязневич нет, в уголовном деле они не фигурируют, уточнили в органах. Пивоваров заметил, что происходящее может быть использовано для удара по партии и ее дискредитации перед выборами в Госдуму. Тем более что питерское отделение ПАРНАСа активно готовится к кампании и в местное Заксобрание.
Хотя с юридической точки зрения ПАРНАС привязать к расследованию дела ЮКОСа невозможно, но, по мнению Прохорова, «у нас возможно все, не могу исключить, что Ходорковского привлекут и за убийство Кеннеди». Напомним, что Ходорковский ранее неоднократно публично заявлял о поддержке Демкоалиции, которая идет в Госдуму по спискам ПАРНАСа. Вчера, кстати, Басманный суд заочно арестовал его в рамках другого уголовного дела – об убийстве экс-мэра Нефтеюганска Владимира Петухова.
«Подготовка к выборам в Госдуму-2016 началась», – лаконично прокомментировал обыски глава ПАРНАСа Михаил Касьянов. А координатор «Открытой России» и член регсовета ПАРНАСа Михаил Роскин, который избежал обыска (поскольку не живет по адресу прописки), выразил уверенность, что на питерских событиях сказалась грядущая кампания в Госдуму: «Жду гостей в любой момент теперь».
Зампред ПАРНАСа Константин Мерзликин, в свою очередь, подтвердил, что никакой юридической связи между ПАРНАСом и ОР нет. Но нет у партии и никаких возражений по поводу контактов ее членов с этой организацией: «Она нигде не записана как какая-то зловредная организация, которая нарушает российское законодательство». При этом он не исключил, что властями может быть создано некое негативное информационное облако, связанное с попыткой опорочить Ходорковского и ПАРНАС.
Михаил Касьянов счел давление на оппозицию подготовкой к думским выборам. Фото Reuters |
Прохоров между тем уточнил, что Интерпол «из-за явного политического характера дела» скорее всего не будет объявлять Ходорковского в международный розыск – подобное случалось по нескольким делам из России и некоторых других стран, например Казахстана. По его словам, иногда «Интерпол» даже объявляет человека в розыск, а потом признает преследование политическим и дело приостанавливает или вообще ликвидирует. Европейские институты, дескать, достаточно четко смотрят на вопрос политизированности преследования. Прохоров заметил, что когда, например, «в «деле Немцова» следствие пробуксовывает, но как только Ходорковский с чем-то выступит – мгновенно принимаются решения, это все служит примером того, как у нас расследуются различные уголовные дела».
Эксперты уверены, что дискредитация ПАРНАСа и Ходорковского, если она будет предпринята, приведет к обратному для власти эффекту – то есть консолидации электората оппозиции. Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский считает, что давление на ОР будет продолжаться, поскольку она связана с Ходорковским и ведет оппозиционную работу в России. По его словам, экс-глава ЮКОСа усилил свою активность и повысил градус критики в отношении российской власти, которая может использовать формальные основания, чтобы предъявлять претензии Ходорковскому, то есть возбуждать уголовные дела по старым поводам.
Открытие уголовного дела против ПАРНАСа из-за связи с Ходорковским вряд ли возможно, а вот для дискредитации партии в информационном пространстве действительно будет использоваться: «Но сторонников ПАРНАСа дискредитация Ходорковского никак не отпугнет, а что касается противников оппозиции, то они всего лишь еще раз убедятся, что Ходорковский – нехороший человек. Что касается тех членов партии, которые связаны с ОР, то, конечно, у них будут возникать проблемы и, возможно, они будут вынуждены прекратить свою политическую деятельность».
Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков в беседе с «НГ» отметил, что «поставлена задача просто создать вокруг Ходорковского атмосферу, что он – преступник». Эксперт не исключил, что это может быть использовано и для того, чтобы ПАРНАС представить как партию, которая связана с уголовными элементами в лице Ходорковского. Однако есть достаточное число людей, которые для себя все поняли и выбрали другой вариант – и на их решение поддерживать демократов эти действия никак не повлияют. Скорее наоборот, они поспособствуют тому, чтобы партия выглядела в глазах этих людей главной оппозиционной силой.