Фото Reuters
Россия найдет золотую середину между адептами либерального подхода к экономике и сторонниками государственного вмешательства. В таком примирительном тоне Владимир Путин на прошедшем в субботу IX съезде Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) отреагировал на антиправительственную критику его главы Михаила Шмакова.
Съезд прошел в сочинском Олимпийском парке. Во вступительном слове Шмаков был безапелляционен: против России идет гибридная война, а кризис был рукотворен. Поручения высшего руководства страны саботируются. Огонь западных санкций – и по злому умыслу, и по глупости – корректируется изнутри страны.
Внутренний враг, по мнению главы ФНПР, – это сторонники либерализации экономики. Если бы дальше Шмаков традиционно обвинил «пятую колонну», то есть несистемную оппозицию, то все бы встало на свои места. Но лидер ФНПР нашел врагов и в Центробанке, повысившем ключевую ставку, и в правительстве. Говоря о последнем, Шмаков перешел на личности, назвав в качестве одного из виновников кризиса первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Отметим, что всеобщий антиправительственный тренд был задан в конце прошлого года: в этом направлении отличались и депутаты, и СМИ, и активисты Общероссийского народного фронта. А вот неделю назад – в последний день семинара для губернаторов, мэров, и глав заксобраний – региональные руководители, оставив свои распри, дружно набросились с критикой на министров, пришедших рассказать им о текущих вызовах.
Шмаков же, похоже, решил присоединиться к этому тренду с фундаментальной позицией. В своем выступлении он, возможно, сам того не зная, в традиционной войне Чикагской (неолиберальной) и Гарвардской (государственное вмешательство в экономику) школ встал на сторону последней. Врага он увидел в «ультралиберальном «религиозном» фундаментализме». «Неолибералов в финансово-экономическом блоке правительства и в присоединившегося к нему Центробанке» он порекомендовал просто отстранить от управления. Как людей, «фатально некомпетентных в комплексных экономических вопросах». После чего лидер ФНПР преподал собравшимся мастер-класс по теме макроэкономики.
К теме прав трудящихся выступление Шмакова относилось лишь косвенно. Глава ФНПР предстал в съездовской речи скорее своего рода бизнесменом, тесно связанным с властью, чем профсоюзным деятелем. Это выразилось как в популярной антиправительственной риторике, так и в откровенном популизме – «не человек для экономики, а экономика для человека». Были затронуты и прочие фундаментальные вопросы. К ним, в частности, относятся и размышления по поводу того, что «труд – ресурс, у него есть собственник (работник)», «система распределения доходов и расходов в сегодняшней России откровенно несправедлива», «в сфере экономики все, кроме либеральных фундаменталистов, уже давно ушли от идеи невидимой руки рынка» и т.п.
В конце концов, лидер ФНПР, если бы он был настроен так серьезно, мог бы и пригрозить правительству забастовкой. Но вместо этого он озвучил два предложения – создание новых производств и соответственно рабочих мест и стимулирование внутреннего спроса. Бюджетные расходы должны увеличиться, тогда вырастет покупательная способность граждан, а это «простимулирует население к сбережениям, которые обеспечат кредитование бизнеса». Учитывая нападки Шмакова на ЦБ и повышение ключевой ставки, не совсем понятно, в чем здесь интерес рабочих, если речь идет скорее о предприятиях и бизнесменах.
Владимир Путин, взяв слово, снизил антиправительственный накал этого профсоюзного митинга: «Сейчас не тот формат, я пришел просто вас поприветствовать, поздравить». Выступление президента при этом можно охарактеризовать как примирительное. На критику в адрес министров он отреагировал спокойно: никакого заговора нет, есть лишь разные подходы к развитию экономики, и России нужно найти золотую середину. Невидимая рука рынка, в свою очередь, очень даже видима и понятна. Критиковать ЦБ можно, но регулятор свои обязанности выполняет. Причем сами профсоюзы «наделены законом очень широкими полномочиями по защите человека труда», как бы расставляя все точки, отметил президент.
ФНПР – надежный партнер государства, продолжил Путин. А вообще – нужно решать другие задачи: обеспечивать рабочие места, в том числе в регионах, повышать зарплаты, проявлять больше активности в антикризисных планах, консолидировать гражданское общество и обеспечивать контроль снизу. «Ваша позиция, – отметил Путин, – должна быть конструктивной, без всякого популизма». Глава государства, говоря о призраке кризиса» сослался на представителей традиционных конфессий: «Достаточно к Господу обратиться – и не страшно». При этом в соответствии с русской пословицей и самим нужно не плошать – то есть напряженно трудиться.
В целом же президент занял, что называется, позицию над схваткой. С этим согласен и гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, по словам которого съезд оставил впечатление постановочного, где каждый сыграл свою роль и удовлетворил свои интересы. Профсоюзы, о независимости которых говорить сложно, сделали вид, что критикуют правительство, но дальше критики и абстрактных предложений об отставках не пошли. Путин, в свою очередь, защитил правительство, призвав всех работать сообща.
Любопытное наблюдение в поддержку этой теории – цитирование Шмаковым «Короля Джона» Уильяма Шекспира под конец своего театрализованного выступления.