В зале заседаний ПАСЕ российская делегация в 2015 году не появится. Фото с официального сайта Государственной Думы РФ
Российская делегация, участвовавшая в зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), покинула вчера – ранее запланированного срока – Страсбург. Накануне глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков объявил о прекращении контактов с органами ПАСЕ до конца года. Такое решение было принято в связи с повторным лишением российской делегации права голосовать и участвовать в работе руководящих органов ПАСЕ.
Многие депутаты, выходившие в среду вечером в холл Дворца Европы после более чем двухчасового заседания по «российскому вопросу», были явно в приподнятом настроении. Им вновь удалось наказать Россию, проголосовав за резолюцию, возлагающую на нее ответственность за конфликт на востоке Украины и призывающую Москву перестать поставлять оружие ополченцам и отправлять своих военных в зону конфликта.
Депутат из Грузии Тинатин Хидашели, например, охотно раздавала интервью. В ходе дебатов она обвинила Россию в том, что на протяжении девяти месяцев перед ней была открыта дверь в ПАСЕ для диалога, но она этой возможностью не воспользовалась. Голосование, по ее словам, должно было показать, с кем – с россиянами или с грузинами и украинцами – предпочитают решать общеевропейские проблемы парламентарии.
Разумеется, члены российской делегации были разочарованы результатами голосования. ПАСЕ решила продлить санкции в отношении России и лишить ее до апреля права голоса и участия в руководящих органах ассамблеи. Соответствующая поправка была принята к резолюции о полномочиях делегации России по докладу главы комитета по мониторингу Штефана Шеннаха 148 голосами «за» при 64 «против». К тому же ПАСЕ потребовала в 24 часа освободить украинскую летчицу Надежду Савченко, которую в Киеве с целью освобождения от уголовной ответственности выдвинули в состав своей делегации.
Пушков не стал медлить с ответом, взяв агрессивно-ироничный тон. «Мы поздравляем Парламентскую ассамблею с принятием неадекватного решения, которое наносит очень серьезный удар по общеевропейскому межпарламентскому диалогу и которое фактически выводит ПАСЕ на обочину этого диалога, поскольку отсутствие российской делегации превращает дебаты в организации в достаточно пустое упражнение», – сказал он, объявив, что российская делегация покидает ПАСЕ.
Однако неучастие российской делегации в работе ассамблеи не означает самоизоляции России. По словам Пушкова, из-за позиции ПАСЕ в отношении России возрастет роль других международных организаций – например, Парламентской ассамблеи ОБСЕ, где отсутствует институт санкций. Что же касается ПАСЕ, то Пушков предупредил: из-за прекращения всех контактов «говорить о каких-либо официальных визитах ПАСЕ, деятельности мониторинговых миссий ПАСЕ или, скажем, контактах представителей ПАСЕ с госпожой Савченко не приходится». Хотя за несколько часов до этого он говорил о намерении обратиться в следственные органы России и предоставить возможность представителям ПАСЕ посетить Москву для встречи с Савченко и убедиться в состоянии ее здоровья.
Решение ПАСЕ о продлении санкций ставит на повестку дня вопрос о выходе России из Совета Европы вообще. Пушков объявил, что этот вопрос будет рассматриваться в конце 2015 года «в зависимости от той политической ситуации, которая создастся». Видимо, тогда же будет приниматься решение о целесообразности того, чтобы Россия по-прежнему играла роль одного из крупнейших доноров Совета Европы. Во всяком случае, среди членов российской делегации, похоже, созрело мнение, что нет никакой необходимости оплачивать антироссийскую деятельность ПАСЕ – в условиях кризиса следует гораздо разумнее использовать немалые деньги.
Судя по данным, предоставленным «НГ» в секретариате ПАСЕ, Россия перевела в бюджет Совета Европы 32,36 млн евро в 2013 году и 32,28 млн в 2014-м. Это 10,5% бюджета организации. Больше России вносят только Франция (38 млн евро), Германия (35,1 млн) и Италия (35,1 млн).
На вопрос «НГ» председателю ПАСЕ Анн Брассер, как воспримет Совет Европы решение России прекратить взносы в организацию, она ответила: «Если Россия является одним из главных спонсоров, это не значит, что мы не можем принимать решения о приостановлении ее прав. Да, российский взнос большой, но тут вопрос принципиальный».
По словам Брассер, ее беспокоит не столько сумма в 32 млн евро, а то, что Россия перестанет быть субъектом Европейской конвенции о правах человека, которая позволяет защищать права российских граждан. Кроме того, россияне не смогут обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который считается высшей инстанцией по отношению к национальным судебным системам. «Меня прежде всего волнует аспект защиты граждан. И мы должны сделать все, чтобы Россия оставалась членом ПАСЕ», – сказала госпожа председатель.
Общаясь вчера с группой российских журналистов, она сообщила, что направит письмо на имя министра иностранных дел Сергея Лаврова, чтобы он лично вмешался в судьбу Савченко, обладающей с 26 января парламентским иммунитетом как член украинской делегации в ПАСЕ. А прощаясь, выразила надежду, что российская делегация все-таки приедет на весеннюю сессию в апреле, где с нее могут быть сняты санкции, если Россия выполнит выдвинутые к ней 21 требование. «Надеюсь, что мы сможем говорить друг с другом. Необходимо говорить друг с другом, – подчеркнула Брассер. – Только путем дипломатии можно достичь решения».
Страсбург