Фото официального сайта партии "Справедливая Россия"
Принятый в прошлом году закон о парламентском контроле фактически не работает, считают в Госдуме. В феврале руководство «Справедливой России», по информации «НГ», намерено внести в него ряд поправок, значительно усиливающих роль парламентского расследования.
Авторами документа стали лидер СР Сергей Миронов, вице-спикер Госдумы Николай Левичев и зампред комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «создание системы парламентского контроля будет способствовать дальнейшему повышению роли парламентов во всех основных сферах общественной жизни как органов, избранных населением страны, выражающих и защищающих его интересы».
Попытка обозначить границы парламентского контроля длится уже более 15 лет. Впервые парламентарии озаботились законодательным оформлением этого инструмента борьбы со злоупотреблениями власти еще в 1998 году. Однако проект тогда был отклонен. Затем были отклонены и две аналогичные инициативы парламентской оппозиции.
Дело сдвинулось, когда в начале 2012 года свою редакцию этого закона подготовила партия власти. Тогда законопроект был внесен на рассмотрение председателем комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой. И, несмотря на критику оппозиции, он был принят весной прошлого года. По словам Горовцова, сейчас этот закон не прописывает, по сути, никаких механизмов для осуществления парламентского контроля и нуждается в поправках – их эсэры и планируют внести на рассмотрение ГД в феврале.
Депутат сказал «НГ», что в конце января парламентарии ожидают отзыв на свою инициативу из правительства. В Минюсте ее уже поддержали. По словам Горовцова, «заключения ведомства были положительные. Минюст поддержал концепцию данной инициативы, тем самым показав, что выступает за совершенствование института парламентского контроля». В настоящее время Федеральное собрание фактически имеет лишь право на заслушивание докладов представителей министерств и ведомств и направление запросов как от палат в целом, так и от отдельных депутатов.
Сегодня ставится вопрос о расширении действующего закона. Например, в варианте единороссов не предусмотрена возможность создания палатами Федерального собрания специальных органов парламентского контроля. В поправках СР, напротив, говорится, что контрольные комиссии могут создаваться каждой палатой по отдельности. Но они могут быть и совместными. «Мы также предлагаем наделить их серьезными полномочиями: правом вызвать чиновника любого уровня для предоставления информации либо отчета перед комиссией по направлению своей деятельности», – сказал «НГ» Горовцов.
Депутатов из тех регионов, в которых та или иная комиссия будет работать, предложено не наделять решающим голосом в этих комиссиях, чтобы у них не возникало конфликта интересов. Члены СФ также должны получать лишь совещательный голос в случае, если речь идет о том субъекте РФ, от которого они делегированы в верхнюю палату. «Это необходимо для большей прозрачности, объективности и взвешенности принимаемых решений. Мы предусмотрели в документе и то, что представитель Госдумы или Совета Федерации не может входить в состав сразу нескольких комиссий», – сказал Горовцов.
Между тем, отметил депутат, пункты законопроекта, касающиеся регионов, являются «рамочными». Региональным парламентам предлагается в своих законах самим прописать нормы об усилении контроля депутатов за деятельностью исполнительной власти: «Субъекты смогут самостоятельно совершенствовать свое законодательство с учетом специфики и особенностей региона, мы заложили лишь основные направления их деятельности». Единороссы, подчеркнул Горовцов, в своем законопроекте такой возможности не предусмотрели.
Собеседник «НГ» пояснил, что прежде многие противники идеи о парламентском расследовании называли поправки неконституционными. Мол, данный институт не назван в Основном законе страны. Вокруг этого утверждения, по его словам, долгое время шли серьезные споры: «Но затем была внесена поправка в Конституцию, обязывающая членов правительства ежегодно отчитываться перед парламентом о проделанной работе. Затем был усилен парламентский контроль над бюджетными процессами, в том числе над использованием и расходованием денежных средств. Сегодня же председатель нижней палаты Сергей Нарышкин не устает повторять о необходимости совершенствования данного института, о расширении полномочий парламента». Причиной этому, вероятно, служит финансовый кризис, при котором, по мнению властей, потребность в таких контролерах лишь возрастает.