Владимир Путин уверен, что страна готова принять любой вызов и победить. Фото Reuters
Президент Владимир Путин выступил вчера в Кремле с традиционным Посланием Федеральному собранию. Однако его речь скорее выглядела обращением именно к гражданам, а не к чиновникам, представляющим вертикаль власти. Последним, конечно, были даны конкретные поручения, но главным оказался разговор с народом о том, что надо делать для сохранения страны. Основным рецептом стали опора на собственные силы и вера в себя. Специфика формы Послания предопределила и его содержание: впервые ничего не было сказано о выборах и партиях. Очевидно, потому, что в условиях кризиса людям это не очень интересно.
Главный кремлевский доклад года по сложившейся за нынешний президентский срок Владимира Путина традиции продлился час с небольшим. Однако с самого его начала стало понятно, что нынешнее Послание окажется не таким уж традиционным. Хотя бы потому, что обычное путинское обращение «Уважаемые граждане России! Уважаемые члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы!» было заменено на другое. Президент в этот раз первыми упомянул парламентариев, а народ приветствовал хотя и без вежливого эпитета, но более акцентированно. Возникло даже впечатление, что вступительную часть можно было закончить и знаменитым выражением «Братья и сестры!», тем более что и первые слова президентской речи были ему соответствующими.
«В этом году мы вместе прошли через испытания, которые по плечу только зрелой, сплоченной нации, по-настоящему суверенному и сильному государству. Россия на деле доказала, что способна защитить соотечественников, с честью отстаивать правду и справедливость», – заявил Путин. По его мнению, все это было сделано только благодаря гражданам страны, их труду и достижениям, единению и солидарности с властью. «Мы осознали неразрывность, цельность тысячелетнего пути нашего Отечества», – вот такой вывод сделал президент из событий завершающегося года. А потом произнес слова, которые, судя по всему, следует считать определением стратегического курса, который и был им вчера предложен народу: «Мы верим в себя. В то, что многое можем и всего добьемся».
Стилистика первой части вчерашнего Послания была крайне пафосной, одно указание на сакральные причины присоединения Крыма чего стоит... Сравнение же развалин древнего Херсонеса с Храмовой горой в Иерусалиме вообще можно считать новым словом в теологиии. К этому же разряду можно было отнести комментарии Путина по украинским событиям последнего времени: слова им произносились вроде бы привычные, но эмоций в этот раз в них было больше, чем обычно. В этом же ряду была жесткая фраза президента «этого не будет» в ответ на требования Запада согласиться с его видением ситуации в Украине. А еще Путин расширил и укрепил свои прежние высказывания о политике сдерживания России, которой занимаются некоторые зарубежные государства не первую сотню лет.
Он уверенно заявил, что если бы не переворот в Киеве, то для претензий к Москве все равно нашелся бы повод.
«Однако разговаривать с Россией с позиции силы бессмысленно. Даже тогда, когда она сталкивается с внутренними трудностями, как это было в 1990-х и в начале 2000-х годов», – предупредил Путин и зачитал далее буквально обвинение иностранным державам в том, что они поддерживали и ублажали террористов, еще недавно действовавших против нашей страны на Северном Кавказе. Помянув недобрым словом западных партнеров, которые, по мере того как Россия все уступала и уступала, вели себя более «цинично и агрессивно», президент закончил эту часть речи откровенными упреками: «Несмотря на нашу беспрецедентную открытость тогда, готовность к сотрудничеству по самым, казалось бы, острым вопросам, несмотря на то что мы рассматривали – и все вы об этом знаете и помните – наших вчерашних противников как близких друзей и почти союзников, поддержка сепаратизма в России «из-за бугра» – и информационная, и политическая, и финансовая, и по линии спецслужб – была абсолютно очевидной и не оставляла сомнений в том, что нас с удовольствием пустили бы по югославскому сценарию распада и расчленения. Со всеми трагическими вытекающими отсюда последствиями для народов России».
Президент изложил планы развития страны всего за час с небольшим. Фото Reuters |
Стоит отметить, что вряд ли сравнения нынешней политики США и Евросоюза с гитлеровскими планами захвата нашей страны можно считать необходимой частью такой формальной процедуры, как Послание президента Федеральному собранию. Скорее это более соответствует такому жанру, как обращение к народу, чем вчерашнее выступление Путина, собственно, и является. Подтверждением этого является и другое его сильное заявление: «Добиться военного превосходства над Россией ни у кого не получится. Наша армия – современная, боеспособная. Как сейчас говорят, вежливая, но грозная. Для защиты нашей свободы у нас хватит и сил, и воли, и мужества». И указанные президентом приоритеты развития страны – это все того же рода уважаемые народом громкие слова. Ну кто же будет возражать против здоровой семьи и нации, а также «переданных нам предками традиционных ценностей в сочетании с устремленностью в будущее»?
Остальная часть Послания Путина – более или менее подробное, но весьма скоростное перечисление больших и малых дел, которые необходимо совершить прежде всего для сохранения как самой страны, так и перспектив ее развития. В этой части президент обратился, скажем, к такой части народа, как предприниматели, пообещав им большую свободу от госконтроля и налоговую стабильность. Другой же части населения страны, представляющей собой чиновников, Путин погрозил ужесточением ответственности за волокиту, коррупцию и закрытость от общества. По ходу разговора он, кстати, пообещал сформулировать стратегический курс страны, но в привычных терминах этого не сделал. Таким образом, можно считать, что этим курсом является многократно высказанный призыв если и не сворачивать сотрудничество с внешним миром, то по крайней мере на него не сильно надеяться – и в деле технологической модернизации промышленности и в финансировании планов развития в той или иной отрасли экономики и социальной сферы.
Послание-2014 сильно отличается от тех, которые огласил Путин в прошлом и позапрошлом году. Напомним, что хотя в первом своем обращении к парламенту после выборов 2012 года он и порадовал фразой о «дефиците духовных скреп», в целом этот документ выглядел нормальным планом действий. В нем были указания на конкретные меры в образовании и здравоохранении, национальной и миграционной политике. Говорилось тогда, что демократия – единственный выбор нашей страны, более того, власть выступает за большее внедрение прямых форм народовластия.
В 2013 году, в который отмечалось 20-летие Конституции и парламента, президент поставил такие политические задачи, как реформирование местного самоуправления, повышение роли гражданского общества и дальнейшее укрепление партийной системы. Понятно, что социальные и экономические реформы тоже забыты не были. Причем правительству и региональным властям выдвигались самые что ни на есть конкретные поручения – вплоть до названий законов и указаний на то, что в них следует учесть.
В нынешнем же Послании правительство, конечно, тоже упоминается, но в основном в том смысле, что оно, дескать, знает, что ему надо делать.
А слово «выборы» во вчерашнем выступлении Путина не прозвучало ни разу, слово «партия» – всего один раз, да и то во множественном числе и в том контексте, что надо быть всем вместе. Вряд ли президент реально считает, что никаких проблем с избирательной системой или, к примеру, властной вертикалью в нашей стране не осталось, то есть демократия с российским уклоном у нас уже окончательно построена.
Скорее всего отказ Путина говорить на эти темы связан как раз со спецификой его нынешнего Послания. Ведь в кризисные времена народу больше нравится слышать от сильного лидера громкие слова и четкие обещания, а не политтехнологические размышления вроде тех, которые звучали еще в 2012 году, – мол, некоторые предлагают вернуть избирательные блоки, так давайте подумаем о плюсах и минусах таких решений.