Фото Reuters
Владимир Путин заявил, что Москва не позволит Киеву одержать военную победу над Донбассом. Однако дал понять, что в Кремле все еще считают юго-восток частью единой страны, а потому и призывают ее центральную власть налаживать диалог с регионом. При этом президент РФ резко высказался против попыток Запада заставить Россию заплатить за Украину. Об этом он сказал в интервью германской телекомпании ARD.
Разговор российского президента с германским журналистом Хубертом Зайпелем состоялся 13 ноября, перед вылетом Путина на саммит G20 в Австралии. Кремлевская пресс-служба ту его часть, которая касалась предстоящих в Брисбене дискуссий, опубликовала на прошлой неделе, а в ночь на понедельник на официальном сайте Кремля появился полный текст.
В ходе разговора Путин высказался откровеннее, чем обычно, о смысле вывода российских солдат на улицы городов Крыма в мартовские дни: «Наши Вооруженные силы, прямо скажем, блокировали Вооруженные силы Украины, расквартированные в Крыму, но не для того, чтобы кого-то заставить идти голосовать, это невозможно сделать, а для того, чтобы не допустить кровопролития, чтобы дать возможность людям выразить собственное отношение к тому, как они хотят определить свое будущее и будущее своих детей».
Из интервью Путина ARD стало понятно, что Москва не сняла требование к Киеву о федерализации или децентрализации украинского государства. Но германский журналист спросил: а поддерживает ли Россия Запад в том, что украинское государство должно быть единым? И не собирается ли наша страна приложить к этому дополнительные усилия? Российский президент заявил, что его пугают рассуждения о наших особых возможностях. «У меня всегда возникает подозрение, что на нас хотят переложить ответственность и хотят, чтобы мы за что-то дополнительно заплатили. Мы этого не хотим. Украина – самостоятельное, независимое, суверенное государство», – категорически высказался он. Напомним, что, судя по всему, именно источник финансирования последствий украинского кризиса, в том числе его военной фазы в Донбассе, является центральным моментом спора между Россией и Западом. И вот Путин объявил, что компромисса здесь пока не будет.
Его же ответ на вопрос, существует ли российская поддержка сепаратистов на юго-востоке оружием или нет, можно считать ударным моментом беседы. Президент РФ перебил журналиста, первым уточнив, действительно ли он хочет спросить о танках и артиллерии. А потом философски заметил: «В современном мире люди, которые ведут борьбу и которые считают эту борьбу справедливой для себя, с их точки зрения, всегда найдут вооружение». Однако, по его мнению, не это главное, а тот факт, что Евросоюз смотрит на конфликт с одной стороны, почему-то допуская, что Киев может воевать с людьми в Донбассе. То есть он дал понять, что военного умиротворения ДНР и ЛНР не допустит. Однако потом прямо сказал и о том, что Москва до сих пор считает эти самопровозглашенные республики частью «единого политического пространства» Украины, призвав Запад совместными усилиями добиваться сближения позиций противоборствующих сторон. Президент заметил как бы в сторону, что он высказал мысль, которая «не всем у нас понравится».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил, что Путин сохраняет прежнюю позицию: «Если Украина решила ассоциироваться с Европой, так тому и быть. Теперь Европа должна обеспечивать это «экономическое чудо». По его мнению, Путин четко говорит, что тот, кто разрушал инфраструктуру, тот должен ее и восстанавливать, то есть речь идет о киевских властях. Причем «с помощью стран, которые помогали развязывать гражданскую войну и которые финансировали ее, – имеются в виду США и страны НАТО». Ответ по поводу оружия – намек Америке на то, что она поставляет по всему миру вооружение, а оно затем оказывается в руках террористических группировок вроде ИГИЛ. Президент РФ, уверен эксперт, дал понять, что наша страна больше отступать от юго-востока не будет, хотя и признает, что ДНР и ЛНР – часть Украины. «Но Киев сам своими действиями выводит юго-восток из-под собственной юрисдикции последовательно, шаг за шагом. Путин и говорит о том, что необходимо идти в политическом смысле убеждать Киев, чтобы он это делать перестал», – отметил Мухин.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ», что «Путин подает прямой сигнал – если начнется война, Россия вмешается. Отсюда и достаточно резкая формулировка: «Мы не позволим». Сочетание таких жестких фраз и призывов договариваться, по мнению эксперта, – «это желание дать аргументы тем членам Евросоюза, которые выступают за компромисс с Россией, а также предпринимательскому сообществу Европы», что Россия не агрессивна, так давайте не санкциями действовать, а путем переговоров, компромиссов. Что же касается денежной стороны украинского кризиса, то эксперт напомнил, что речь идет не только о восстановлении Донбасса, но и о его содержании. Украина с 1 декабря его отсекает, а Россия не может брать на себя такой огромный регион. Макаркин уверен, что Путин специально еще раз подтвердил непризнание ДНР и ЛНР, но выступил с «очень продуманной, выверенной и в то же время расплывчатой формулировкой о политическом пространстве».
Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков в беседе с «НГ» сделал вывод, что из путинского интервью не видно работы нашей власти над сделанными в отношении Украины и Запада ошибками. Особенно он выделил слова по поводу оружия у ополченцев: «Это означает, что Путин опять уклоняется от прямого ответа. Почему-то в Днепропетровске не нашли, в Харькове тоже ничего не обнаружили, и там спокойствие, а вот в Донецке и Луганске и стрелковое оружие находится, и тяжелая артиллерия». У эксперта сложилось впечатление, что хотя разговор был и с германским журналистом, заявления президента явно были рассчитаны на внутреннего потребителя, «чтобы мы здесь затянули пояса, еще больше сплотились вокруг горячо любимой власти и забыли, что цены растут, что доллар скачет, что банковская система отодвинута от кредитов».