В Украине Надежду Савченко пытаются сделать национальной героиней. Фото Reuters
Защитники летчицы Надежды Савченко, обвиняемой в причастности к убийству российских журналистов, подают жалобу в Следственный комитет (СК) России на ее незаконное похищение с территории Украины. Они опровергают все ее предыдущие показания о том, что она корректировала огонь. По новой версии, в тот день она лишь выносила раненых с поля боя. Украинские СМИ сообщают, что перед судом ее неделю допрашивали на детекторе лжи в мотеле под Воронежем, называя гостьей. В Россию же ее якобы доставили в наручниках и с черным мешком на голове.
«Мы подаем в СК заявление о возбуждении уголовного дела по статье 126 Уголовного кодекса России «Похищение человека», – заявил «НГ» адвокат Надежды Савченко Марк Фейгин. Официальную версию о том, что летчица «пряталась» в лагере беженцев, где и была задержана, защита Савченко опровергает, так же как и все ранее данные ею показания о том, что она работала корректировщиком огня. Все материалы дела основаны на показаниях двух секретных свидетелей, кто они – неизвестно, утверждает собеседник «НГ».
По словам Фейгина, новая версия защиты заключается в том, что за наведение огня Савченко не отвечала, а в тот день выносила раненых с поля боя. И судить ее остается только за тот факт, что она действительно была военнослужащей, считает адвокат.
Напомним, что о существовании Надежды Савченко общественность узнала от украинских журналистов в начале июля. Выяснилось, что она попала в руки ополченцев в городе Счастье под Луганском. А потом непонятным образом оказалась в воронежском СИЗО. Украинские СМИ на днях опубликовали сделанное Савченко письменное признание о том, что аресту предшествовал недельный допрос в мотеле «Евро» под Воронежем. Туда она была доставлена прямиком с территории Украины, от ополченцев, с черным мешком на голове. По словам Савченко, «следователь Меньшин заявил, что она в гостях, а допрашивают ее в качестве свидетеля по делу против министра внутренних дел Украины Арсена Авакова и олигарха Игоря Коломойского по поводу убийства русских журналистов». И уже после недельного допроса ее якобы случайно задержали и поместили в СИЗО Воронежа.
В место заключения сразу же направились представители Общественной наблюдательной комиссии (ОНК), которые заявили журналистам, что никаких проблем с условиями содержания нет, а украинка призналась им, что действительно работала наводчицей артиллерии. «Она сказала, что это, мол, война и она корректировала огонь по военным», – вчера вновь заявил «НГ» глава воронежской ОНК Анатолий Малахов. На вопрос «НГ», почему же о том, что она приехала в Россию с мешком на голове, стало известно только после визита украинского консула, Малахов пояснил: «Детали, предшествовавшие аресту, не в компетенции правозащитников». По его словам, украинка пыталась об этом рассказать, но представители ОНК ее прервали. Адвокаты Савченко утверждают: если принять во внимание тот факт, что она действительно была похищена, то все процессуальные вопросы снимаются – точно так же, как и якобы ее признание.
«Дело летчицы» уже стало очередным камнем преткновения между Москвой и Киевом, обвиняющим Москву в нарушении международного права. Свою обеспокоенность, правда – в крайне осторожных выражениях, выразили вчера и представители Евросоюза. Там призвали российские власти придерживаться своих обязательств как государства – члена Совета Европы и соблюдать Международную конвенцию о правах человека.
В среду вечером Савченко посетил украинский консул Геннадий Брескаленко, который также сообщил журналистам о незаконной транспортировке Савченко из Украины в наручниках и мешке. А вчера с украинкой встретилась и уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, находящаяся с рабочим визитом в Воронеже. Она рассказала журналистам, что Савченко обратилась с несколькими просьбами. Публично Памфилова озвучила только одну из них – о встрече с родственниками. Вчера же на брифинге выступила и мать Надежды Савченко, которая заявила журналистам, что ее дочь «фактически продали». Имея в виду, очевидно, тот факт, что та стала разменной монетой в отношениях между Москвой и Киевом.
Напомним, что в России Савченко обвиняют в пособничестве в убийстве российских журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина, погибших в результате минометного обстрела под Луганском 17 июня. По данным следователей, будучи оператором-наводчиком вертолета Ми-24 ВВС Украины, Савченко узнала расположение группы журналистов и гражданских лиц и передала эти координаты украинским силовикам.
Ситуация с Савченко складывается спорная – в том числе и потому, что задержана она была на территории боевых действий, да и обстоятельства ее перемещения в Россию крайне сомнительны. При этом, похоже, Кремль любой ценой пытается наказать любых виновных в убийстве журналистов госканала, а украинская сторона в качестве контрпропаганды отвечает попытками героизации Савченко.
«Российские власти пошли на принцип, – подчеркивает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – И как бы отвечают американцам, которые ранее вроде бы тоже похищали и перевозили в США российских граждан, обвиняемых в преступлениях. Примеры – Бут, Ярошенко или история с сыном депутата Госдумы Селезневым, задержанным на Мальдивах». Впрочем, по его словам, «устроить показательный процесс в этом случае вряд ли получится».