Фото Reuters
События в Украине за выходные стали частью открытой российской политики. Кремль прервал затянувшуюся паузу, ответив на события в сопредельной республике по всем направлениям: международном, парламентском, военном. Вопрос в том – не запоздал ли ответ. Мнения экспертов по этому вопросу разошлись. Одни считают, что и Украина, и Запад получили четкое представление о намерениях России. Другие видят в происходящем прежде всего низкую степень предсказуемости дальнейших шагов всех сторон, задействованных в процессе.
Сначала оживилась Дума – там долго не делали никаких заявлений под предлогом поездки парламентариев на место событий и изучения вопроса. На самом деле, как говорили «НГ» в кулуарах депутаты, ждали отмашки первого лица, не зная, как надо реагировать на действия майдана. А главное – на события в Крыму. Депутаты, атакованные журналистами по поводу все не появляющегося заявления, отводили глаза. Однако после пятничной пресс-конференции Виктора Януковича в Ростове, внесения в тот же день законопроекта об упрощенном порядке принятия в состав РФ в качестве нового субъекта части иностранного государства и заявления президента Барака Обамы о неблагоприятных для России последствиях этих шагов туман стал рассеиваться. И очень быстро.
Совет Госдумы призвал Владимира Путина использовать все имеющиеся возможности для защиты населения Крыма от произвола и насилия. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин сообщил, что депутаты «с тревогой восприняли информацию о попытках проникновения различных вооруженных групп на различные объекты, в частности о попытках захватить Министерство внутренних дел Крыма». Чуть позже председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что существует угроза жизни россиян в Крыму, а потому Россия не может оставаться безучастной. Верхняя палата ответила согласием на просьбу Путина насчет использования Вооруженных сил РФ на территории Украины.
Между тем российские власти постоянно подчеркивают – решительные меры готовятся «про запас». Об этом свидетельствует, в частности, и заявление пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова. То есть Путин еще не принял бесповоротного решения, но руки у него свободны.
Тем временем в Москве готовились публичные выступления общественности в поддержку братского народа. Вчера состоялась протестная акция с осуждением украинских властей. Кстати, с утра в блогосфере появились записи о том, что городских бюджетников вызывают на митинг в добровольно-принудительном порядке, как в советские времена на «годовщину Великого Октября». В этот же день на смотровой площадке Воробьевых гор стартовала группа автомобилей под лозунгом «Своих не бросаем».
Сам факт длительного разговора, подчеркнул член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, – «обоюдное желание найти какой-то общий язык – даже со стороны Путина»: «Ему очень хочется убедить Запад, что Украина и Крым – самая важная зона российских интересов. Мол, вы нас, ребята, должны понять: то, что там происходит, бьет непосредственно по России. Мол, войдите в наше положение, а то будет так, как будет, и отказаться от этого мы не можем». Эксперт уверен – обе стороны будут искать компромисс, который не всегда окажется на поверхности.
По мнению Малашенко, опасения Запада могут вылиться в ряд неприятных последствий для России: «Обама начал говорить про июньский саммит и грозить санкциями, которые могут оказаться очень тяжелыми – и для России в целом, и для чиновников, которые сейчас разыгрывают украинскую карту. У многих из этих товарищей, как известно, есть за кордоном и деньги, и имущество. Во всяком случае, это очень суровое предупреждение».
Малашенко говорит о нарастающей изоляции России – в том числе со стороны Китая, Казахстана и Киргизии: «Там тоже много русских, и в этих государствах растут опасения относительно их участия в Евразийском союзе. Как можно интегрироваться со страной, в которой, если что-то не нравится ее руководству, звучат заявления о вводе войск? Я думаю, что все это приведет к усилению и американского, и китайского вектора во внешней политике внутри Евразии».
Компромисс с Западом, уверен Малашенко, возможен: «Мы скажем Америке – в Крыму 2,5 миллиона населения, 1,5 миллиона русских. Дескать, мы от Крыма не отступимся – нужно какое-то решение».
Решение Путина может скорее предотвратить кровопролитие, чем запустить эскалацию насилия, считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов: «В Крыму, по сути, ситуация контролируется новым правительством – при негласной поддержке российских конфидентов, может быть – сотрудников спецподразделений или военнослужащих Черноморского флота. И вопрос состоит в том, условно говоря, будет ли Киев планировать военную экспедицию в Крым? Будет он ее реализовывать? Если он ее начинает, то это гарантированно большая кровь». Вероятность отказа Киева от военной экспедиции, по словам Ремизова, вчера повысилась: «Киев увидел, что цена вопроса намного выше, чем он ожидал. И если мы посмотрим на последние заявления украинских политиков – и Тимошенко, и Яценюка, – то они, хотя и преисполнены негодования, но уже не являются заявлениями людей, которые начинают и планируют такую военную экспедицию».
Решение Совета Федерации является фактором психологического давления на тех, кто продолжает стимулировать дезинтеграционные процессы в Украине, говорит генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин: «Путин получил в свое распоряжение очень мощный аргумент для того, чтобы представлять позицию России на международном уровне. Ему стало гораздо легче разговаривать с Западом. Поэтому теперь события будут развиваться более в миротворческом ключе, нежели в сторону военной эскалации. Сама по себе угроза военных действий приводит в чувство самые горячие головы».
Социологи подчеркивают – россияне рассчитывают на мирный исход событий. По словам замдиректора Левада-Центра Алексея Гражданкина, граждане находятся в режиме ожидания. Большинство надеются на диалог. На то, что стороны все же сумеют договориться, избежав боевых действий. Поэтому россияне поддерживают любое действие, направленное на ненасильственное развитие конфликта. «Также они рассчитывают, что новые законы, которые будут приняты в Украине, не притеснят в правах русское население», – подчеркивает Гражданкин.
События в Украине развиваются с такой скоростью, что общественные оценки постоянно колеблются. Если на прошлой неделе они были второй по значимости темой для общественного сознания, то сегодня стали главной. «Но оснований для более спокойных оценок нет, – говорит эксперт. – Более 57% продолжают все так же внимательно наблюдать за происходящим, только 4% утверждают, что ничего о них не слышали».
Последние данные Левада-Центра показывают, что 47% россиян восприняли нынешние события как попытку государственного переворота. В 23% случаев респонденты ответили, что в Украине началась гражданская война, 7% назвали события народным восстанием. Между тем большая часть населения России винит в происходящем Запад. По словам Гражданкина, часто звучат предположения, что «виной стал националистический настрой украинского общества (32%) либо коррумпированный режим Януковича (17%)».
На стороне бунтующих оказалось существенное меньшинство россиян – действия оппозиции одобряют не более 20%. У остальных – примерно 63% – демонстранты вызывают возмущение либо серьезное раздражение. Притом около 15% опрошенных боятся происходящего, поскольку у многих в Украине остались родственники».
Похожие результаты привели «НГ» в фонде «Общественное мнение». Эксперты ФОМа утверждают, что в конфликте в Украине россияне чаще поддерживают Януковича, чем оппозицию. Более чем у трети россиян там есть родственники или знакомые, по словам которых, украинцы чаще поддерживают Януковича или не поддерживают никого.
Вооруженные силы Украины
По официальным данным Министерства обороны Украины, на 1 января 2014 года общая численность Вооруженных сил страны составляла 182 тыс. военнослужащих. По данным, предоставляемым по Договору об обычных вооруженных силах в Европе, армия Украины имела в своем распоряжении:
– 2311 танков;
– 3782 боевых бронированных машин (ББМ);
– 3101 ракетно-артиллерийскую систему;
– 507 боевых самолетов;
– 121 ударный вертолет.
Эксперты отмечают, что боеспособна в лучшем случае половина этой техники.
Численность частей украинской армии, дислоцируемых в Крыму, не превышает 30 тыс. человек. В их распоряжении есть и авиация, и артиллерия, и тяжелая бронетехника, и средства ПВО.
Мобилизационный ресурс всей Украины – около 1 млн человек.
Состав сил и средств ВМС Украины
По материалам из открытых источников на 1 января 2014 года, общая численность ВМС Украины составляла примерно 15 тыс. человек. В составе ВМС более 70 боевых кораблей, катеров и судов обеспечения, около 30 самолетов и вертолетов, примерно 40 танков, свыше 90 боевых машин пехоты и около 190 бронетранспортеров, а также и более 60 артиллерийских систем и минометов.
В боевом составе ВМС находятся, в частности:
– 1 фрега;
– 1 большой десантный корабль;
– 1 средний десантный корабль;
– 4 ракетных катера;
– 5 корветов;
– 1 дизельная подводная лодка;
– 1 пограничный сторожевой корабль;
– 4 тральщика.
Состав сил и средств ЧФ РФ
В Крыму дислоцируются бригада морской пехоты и отдельный зенитный ракетный полк. Корабли и части ЧФ базируются в Севастополе (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья) и Феодосии. Основные аэродромы: Гвардейское, Севастополь (Кача), запасные аэродромы: Севастополь (мыс Херсонес и Южный). Узлы связи: Кача, Судак, Ялта. Полк радиоэлектронной борьбы: Отрадное. Полигон морской пехоты «Опук» в районе Феодосии.
В корабельном составе Черноморского флота РФ находятся, в частности:
– 1 ракетный крейсер;
– 2 больших противолодочных корабля;
– 3 сторожевых корабля;
– 7 больших десантных кораблей;
– 2 дизельные подводные лодки;
– 7 малых противолодочных кораблей;
– 11 тральщиков;
– 9 малых ракетных кораблей и катеров.
Всего в составе ЧФ РФ более 90 кораблей, катеров и судов обеспечения. В Крыму численность личного состава ЧФ РФ составляет около 14 тыс. человек.