Владимир Путин выбрал единственно возможный, по его мнению, способ решения проблем страны. Фото РИА Новости/Reuters
Вчера появилась полная запись интервью Владимира Путина корреспондентам телеканалов Би-би-си, ABC News, CCTV, «Россия-1», Первого канала и информационного агентства Around the Rings. Глава государства помимо прочего подробно объяснил, почему он меняет формат общения с правительством. Таким образом, президент не только продемонстрировал намерение во что бы то ни стало добиться исполнения своих майских указов, но и дал представление о собственной будущей избирательной кампании: она скорее всего будет построена на отчете Путина о достижении объявленных целей. Тем временем правительство, по мнению экспертов, ожидают новые отставки. Кроме того, по информации «НГ», администрация президента с пониманием отнеслась к законопроекту об уголовной ответственности чиновников за неисполнение указов и поручений главы государства.
Владимир Путин изложил мотивы своего решения по контактам с правительством: «Ничего здесь, конечно, предолимпийского нет. Это связано с исполнением наших планов, которые были сформулированы в ходе предвыборной кампании. Мы договорились с председателем правительства о том, что будем концентрировать усилия на некоторых направлениях, которые я считаю принципиальными и наиболее важными. Добиться цели можно, по мнению главы государства, «подчас только на уровне или с уровня президента»: следует «объединить усилия и правительства, и администрации президента, и региональных властей на решение ключевых задач развития и в экономике, и в социальной сфере – чтобы точно и своевременно давать сигналы экономике, в том числе и совместно с Центральным банком». Самое важное в перечне задач – социалка: надо «вместе решать наиболее приоритетные социальные, социально-экономические задачи. Такие, например, как жилищное строительство, образование, медицина. Вот эти некоторые вещи можно эффективно сделать, эффективно организовать работу действительно только с президентского уровня».
Вводя, по сути, в стране открытое ручное управление, Путин не извиняется. Не пытается, к примеру, закамуфлировать свое решение оговоркой о временном характере предложенных мер или узкой сферой своего интереса к отдельным вопросам деятельности кабинета министров. Президент честно признается – раз в стране не работают естественные механизмы реализации его указов, необходимы крайние меры. При этом Путин даже не говорит, как долго будет существовать такой режим. Президент в очередной раз доказал, что он истинный прагматик: как говорится, за неимением гербовых пишем на простых.
Речь идет не столько о судьбе самого правительства, сколько об усилении процесса централизации власти в стране. Решение проблем связывается не с разделением властей и созданием новых эффективных центров принятия решений – например, на региональном уровне, – а с усилением центрального аппарата, в ведении которого должны находиться все и вся.
Логическим следствием этого процесса является ужесточение наказаний за неисполнение майских указов. Как стало известно «НГ», в администрации президента рассмотрен законопроект члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрия Горовцова.
Депутат получил письмо, подписанное заместителем начальника кадрового управления администрации Артура Вахидова. В документе автору инициативы советуют отправить документ для апробации в Верховный суд. Напомним (см. «НГ» от 11.12.13), что законопроект предусматривает внесение в статью 293 Уголовного кодекса о халатности дополнительного пункта, посвященного неисполнению или ненадлежащему исполнению указов и поручений президента.
«Сейчас идет рассылка законопроекта по министерствам и ведомствам, – рассказал «НГ» Дмитрий Горовцов. – Потом его отправят в комиссию правительства по законопроектной деятельности, и в конечном итоге с подписью главы аппарата правительства Сергея Приходько документ придет в Государственную Думу».
Горовцов отмечает, что уровень ручного управления повышался в стране все последние годы: «Это связано с кризисом системы управления как таковой. Мы наблюдали, что Путин постоянно лично был вынужден вмешиваться в разные острые ситуации. И сегодня мы говорим о необходимости выстраивания системы мер ответственности – и уголовной, и административной, – чтобы повысить уровень исполнительской дисциплины. Чтобы не ручное управление в итоге срабатывало, а нормы закона».
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин уверен, что нынешнее усиление президентской вертикали, безусловно, прямой результат того, что «правительство по-прежнему ищет оправдания неисполнения майских указов»: «И, судя по всему, надеется с их исполнения, что называется, соскочить. То есть так или иначе постараться убедить верховную власть, что исполнение майских указов невозможно. Президент же демонстрирует серьезность намерений, используя ресурс, который имеет. А именно – президентскую вертикаль в виде аппарата». В ближайшее время, предполагает Мухин, президентский аппарат будет принимать непосредственное участие не только в координации, но и в контроле над исполнением майских указов: «Я не исключаю и кадровых выводов. Происходящее – сигнальная фаза отношений президентского аппарата и кабинета министров, после которой могут наступить кадровые последствия. Это последний звонок для правительства».
В то же время, замечает эксперт, это еще и жест доброй воли: «Если у правительства не хватает влияния для исполнения указов, а регионы не испытывают к этому интереса и правительство не способно побудить их к исполнению, значит, этим будет заниматься президент. Но эта рука помощи в любой момент теперь может превратиться в карающую длань».
Директор Центра политических технологий Игорь Бунин подчеркивает: «Путин фактически стал неформальным премьером. Раньше у него была дистанция с правительством – он мог его критиковать. А сейчас президент сделал ставку на то, что он лично будет руководить кабинетом. Раньше он тоже этим занимался, но неформально. Модель нетехнического премьера, имеющего некую автономию, его сегодня не очень устраивает». Понятно, почему это произошло, замечает эксперт: «Растет экономический пессимизм – значит, надо самому браться за то, чтобы не загнать Россию в стагнацию. Сколько можно критиковать Медведева, но не снимать его? Но Путину теперь сложнее будет критиковать правительство. Медведев должен будет оставаться на посту некоторое время – но президент продолжает и усиливает собственную кадровую политику».
Думается, что конечная цель нынешних преобразований для Путина – подойти к 2018 году с конкретными результатами исполнения майских указов. Скорее всего президент будет работать на свою избирательную повестку. Главная новизна ситуации в том, что таким образом он на четыре года растягивает для себя подготовку к выборам-2018.