Муниципальные собрания с участием «общественности» – имитация демократии. Фото автора
Столичные муниципальные образования принимают бюджеты на 2014 год. По закону они должны обсуждаться с населением. Оповещение москвичей о публичных слушаниях организовано таким образом, что их посещают всего несколько жителей районов с многотысячным населением. В этом на собственном опыте убедился корреспондент «НГ». Поэтому граждане и не оказывают влияния на распределение местных бюджетов.На фоне разговоров о реформе местного самоуправления в Москве проявился кризис в этой сфере. Об этом свидетельствуют нынешние публичные слушания по бюджету на 2014 год. Согласно законодательству, районные бюджеты перед принятием должны обсуждаться с жителями, которые могут вносить замечания по более эффективному, на их взгляд, расходованию средств. Эти пожелания потом могут выноситься на голосование на заседании Совета депутатов района, и в случае поддержки статьи расходов корректируются.
По городу сумма всех местных бюджетов набегает немаленькая – в Москве более 125 районов (сейчас к ним прибавилась Новая Москва). Бюджет каждого составляет несколько десятков миллионов рублей. А на префектуру, к примеру, Южного округа Москвы уходит 15 млрд бюджетных денег.
В том, как происходит распределение местного бюджета на практике, собственными глазами убедился корреспондент «НГ», посетивший слушания в столичных районах Зюзино и Нагатино-Садовники. Первое, на что жалуются жители, – система оповещения. Недовольные граждане утверждают – она организована таким образом, что на слушания приходят от силы несколько человек. Можно утверждать, что абсолютное большинство жителей района в принципе не знают о том, что имеют право высказать мнение о расходовании денег налогоплательщиков.
Те немногие, кто в теме, убеждены, что их мнение все равно ни на что не повлияет. Чиновники внимательно выслушивают замечания, но подчеркивают, что деньги выделяются под конкретные статьи расходов и потратить их на другие цели все равно невозможно.
В Зюзине с 65-миллионным бюджетом арендуют для нужд района два автомобиля за 1,5 млн руб. в год. Еще около 1,5 млн уходит на районную газету, которую, как и в предыдущем случае, некоторые жители, как они утверждают, ни разу не держали в руках. Львиная доля бюджета – 34 млн – уходит на зарплаты сотрудникам муниципалитета, заключает зачитывающая проект бухгалтер.
Жителей такой расклад дел не устраивает. «Так-так, секундочку. У нас елки нет, на праздники выделено по 34 рубля на человека, а чиновники будут на «Мицубиси» кататься?» – недоумевает одна из старших по дому. «Елку мы вам все равно не нарядим, – с улыбкой отвечает ведущая собрание. – Деньги придется использовать только на цели, которые обозначены в бюджете. Мы не можем менять статьи».
С проблемами муниципальных расходов сталкиваются местные парламентарии и в других регионах. Ранее в Ярославле депутат местной областной думы Борис Немцов призвал единороссов в целях экономии бюджетных денег отказаться от служебных автомобилей. После заявления одной из представительниц ЕР («Вы что, хотите, чтобы мы подвергали свою жизнь опасности и ездили на общественном транспорте?») тему еще долго обсуждали в местных СМИ, хотя отказываться от авто, естественно, никто не стал.
Ситуация с обсуждением местных бюджетов обнажила важную проблему. Как на муниципальном, так и на региональном уровне носит оно чисто формальный характер. Причем не только жители, но и избранные ими депутаты лишены возможности влиять на принимаемое решение.
«Управы плохо оповещают жителей, а жаль – ведь если бы москвичи приходили и высказывали свое мнение, можно было бы настаивать на более эффективном использовании выделяемых денег, – говорит муниципальный депутат района Чертаново Центральное Сергей Полозов. – Например, вместо постройки 10 новых детских площадок открыть бассейн». Пока же происходит так, что на слушания часто приходят только несколько заведомо лояльных управе жильцов – другие о мероприятии просто не знают.
Депутат муниципального собрания Черемушек Алексей Гусев в беседе с «НГ» подчеркивает, что жители не понимают смысла подобных слушаний – даже если видят объявления о них. В нынешних условиях никакого практического результата они не дают, превращаясь в чисто бюрократическую процедуру, – замечания учитывают в протоколе, но бюджет принимают в неизмененном виде.
«Люди не верят, что местное самоуправление может что-то изменить, причем не только в Москве, но и по всей стране», – резюмировал в беседе с «НГ» заместитель главы Центра политических технологий Алексей Макаркин.