Фото Reuters
В Госдуму внесен законопроект, предлагающий запретить мигрантам трудиться в России при наличии судимости за любое преступление. Такую трактовку охотно поддерживают силовики, которые обнаружили всплеск преступности среди нелегалов сразу после событий в Бирюлеве.
Поправки в законопроект позволят лишать иностранцев права на легальный труд в РФ после совершения ими любого преступления, а не только тяжкого или особо тяжкого, как сегодня. Авторы документа подчеркивают, что он стал ответом на события в Бирюлеве – стало известно, что подозреваемый в убийстве Егора Щербакова Орхан Зейналов ранее был судим в России за другие преступления.
Один из авторов документа депутат Госдумы Игорь Игошин утверждает, что, по данным ФМС, из 10 тыс. иностранцев, отсидевших в колониях, были депортированы лишь 10 человек, то есть около 0,1%. Источники «НГ» в Госдуме уверены, что закон будет принят в любом случае – он стал документальным выражением инициатив главы МВД Владимира Колокольцева и главы ФМС Константина Ромодановского. И будет скорее всего не последним, поскольку риторика силовиков в этом вопросе после событий в Бирюлеве резко ужесточилась. Ромодановский, напомним, предложил расширить круг лиц, подлежащих депортации из страны, а Колокольцев на этой неделе предложил уголовно наказывать «интернет-экстремистов», подогревавших протесты в Бирюлеве через Сеть (см. «НГ» от 30.10.13).
В свою очередь, замглавы ГУ МВД по Московской области Виктор Ищенко вчера объявил журналистам, что иностранцами в стране совершается каждое шестое преступление, включая убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, кражи, грабежи, торговлю наркотиками и т.д. По словам Ищенко, в Подмосковье за последнее время почти в два с половиной раза увеличилось число преступлений, связанных с организацией нелегальной миграции. Он уточнил, что с начала года было совершено 592 таких преступления, и в 90% случаях дела были направлены в суды.
В Москве же мигрантами заполнены треть городских СИЗО, сообщил вчера глава столичной ФСИН Анатолий Тихомиров. По его словам, 3 из 10 тыс. подследственных – граждане ближнего и дальнего зарубежья. Число арестантов несколько выросло после начала операций по декриминализации рынков, признал Тихомиров.
Наиболее напряженная ситуация как раз в крупных регионах – Московской области и особенно Москве. Одной только депортацией мигрантов из стран СНГ проблему этнопреступности не решить, отмечают собеседники «НГ» в Госдуме. Напоминая, что фигурантами уголовных дел становятся не только таджики или узбеки, но и представители северокавказских республик.
Инициатива идет бок о бок с другим законопроектом, подразумевающим, что приезжие из других регионов, совершившие серьезные правонарушения (такие как нанесение тяжких телесных повреждений в результате применения оружия), не могут отправляться для исполнения наказания на малую родину, говорит Игорь Игошин: «Такая возможность порождает у многих ощущение безнаказанности преступников. Осужденные должны содержаться там, где отношение к ним будет заведомо непредвзятым».
Эксперты инициативу по искоренению преступности среди мигрантов оценивают положительно, однако подчеркивают, что борьба с нелегалами не должна носить характер, нарушающий базовые права человека. Они считают, что запланированные меры лишь еще больше озлобят людей, но поток иностранцев из ближнего зарубежья в Россию меньше не станет – открытость границ и уровень взяточничества это позволяют.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин в беседе с «НГ» обратил внимание на опыт США и Великобритании, которые не пускают на свою территорию иностранцев, совершивших преступления, в том числе и на территории иных государств. Что касается ужесточения антимигрантского законодательства, то в преддверии Русского марша и после событий в Бирюлеве в обществе созрел запрос на подобную риторику, и власти его активно удовлетворяют, резюмирует эксперт.