Алексей Девяткин и Дженни Курпен спасаются в Украине от Следственного комитета РФ. Фото со страницы Дженни Курпен в социальной сети Facebook
В начале октября апелляционный суд Киева продолжит рассмотрение дела политэмигрантки Дженни Курпен, которой местные власти отказали в предоставлении убежища. Ранее об отказе сообщили и другим эмигрировавшим из-за «болотного дела». Однако в страну, как выяснила «НГ», не прекращается поток беженцев из России. К «болотникам» добавились члены «Левого фронта» и ЛГБТ-активисты.Киев напоминает политэмигрантам Россию 1990-х – та же хаотичная торговля в переходах, множество нищих на центральных улицах, но при этом относительно свободное телевидение и дискуссии в парламенте. На Крещатике уже два года стоит палаточный городок в поддержку экс-премьера Юлии Тимошенко. Его обитатели отсчитывают каждый день «диктатуры в Украине» – начиная с момента ее ареста.
Прогуливаясь с корреспондентом «НГ» по майдану Незалежности – символу оранжевой революции, эмигрировавшие из России активисты Дженни Курпен и Алексей Девяткин рассказывают, что обжились в Украине. И что пока Владимир Путин будет у власти, обратно не вернутся. Дискриминации русских, о которой твердят российские госканалы, по их словам, нет, однако статус политбеженца оппозиционерам из РФ Украина предоставлять отказалась (см. «НГ» от 17.06.13). Напомним, что ранее ряд россиян, среди которых были Курпен и Девяткин, бежали в соседнюю страну, опасаясь ареста по «болотному делу».
В последнее время Украина превратилась в перевалочный пункт беженцев из постсоветских республик, говорят активисты, как ближайшая к Европе и более свободная, чем соседние Молдова и Белоруссия. Правда, ждать статуса политбеженцев людям приходится годами – в Украинском управлении Верховного комиссариата ООН по правам беженцев (УВКБ) их заявления рассматривать не спешат, утверждает в беседе с «НГ» Дженни Курпен.
По ее словам, руководство представительства также настоятельно просило их воздержаться от заявлений на эту тему в прессе, иначе, мол, рассмотрение документов застопорится.
Кстати, некоторые другие «болотные эмигранты», отчаявшись дождаться статуса мандатного беженца, по сведениям «НГ», покинули территорию Украины. Это связано и с тем, что после обращения за политубежищем у людей отбирают паспорта, и те не могут не только устроиться на работу, но и открыть банковский счет или даже обратиться к врачу. Отметим, что ряд европейских стран, как, например, Испания, сочли, что в России фигурантам «болотного дела» грозит реальная опасность, и с легкостью предоставили обратившимся свою защиту.
О миграционной службе Украины отзывы плохие. «Утверждают, что есть негласный приказ – россиянам не помогать. Мол, это негативно скажется на отношениях России и Украины, – говорит Курпен. – С 2007 года ни один россиянин здесь политубежища не получил».
Эмигрировавшие активисты заметили, что политическая ситуация в корне отличается от российской. «Украинцы готовы подняться на протест и действовать. Когда летом были столкновения у Верховной Рады, с полицейских срывали погоны и брызгали им в лицо из газовых баллончиков. И, заметьте, не было возбуждено ни одного уголовного дела», – отмечает Дженни Курпен.
В то же время само «болотное дело», а также перспективы преследования по нему Курпен и Девяткина в Украинском комиссариате ООН считают надуманными, говорят активисты. Ответа на запрос «НГ» там не дали. Однако представитель Комиссариата по делам беженцев в Молдове, Белоруссии и Украине Олдрих Андрисек в неофициальной беседе с корреспондентом «НГ» заявил, что беженцы часто преувеличивают значимость своих проблем – просто потому, что им некомфортно в незнакомой стране: «Мы мониторим ситуацию и в курсе всех последних событий с Курпен и Девяткиным».
Тем временем не прекращается поток россиян, которые эмигрируют в Украину из-за плохого политического климата. По подсчетам оппозиционеров, за последний год Россию покинули около 50 человек. В первую очередь активисты «Левого фронта», ЛГБТ-активисты и люди, тем или иным образом причастные к «болотному делу». Наслушавшись рассказов друг друга, многие оппозиционеры вообще отказываются от идеи прошения о политубежище. Например, активист «Солидарности» Всеволод Чернозуб рассказал корреспонденту «НГ», что не вернется в Россию, пока «болотный процесс» не будет прекращен: «Лучше переждать волну, поскольку я засветился 6 мая 2012 года на Болотной площади – попал во все фотоотчеты, есть видео, где я с мегафоном, так что могут приплести что угодно».
Напомним, что ранее украинские власти отказали в политубежище активистам оппозиции Михаилу Маглову и Филиппу Гальцову, которые утверждали, что на родине могут стать фигурантами «болотного дела». Сейчас их судьба неизвестна – в Россию они не вернулись. Ранее в Нидерландах при странных обстоятельствах покончил с собой физик-ядерщик Александр Долматов, запросивший там политубежище и получивший отказ. Одновременно испанские власти предоставили политубежище ЛГБТ-активисту Алексею Киселеву.
Киев