Неуязвимый Анатолий Сердюков. Фото ИТАР-ТАСС
Вчера стало известно, что Главная военная прокуратура (ГВП) направила в Главное военное следственное управление (ГВСУ) СК материалы о фактах незаконной продажи трех земельных участков площадью более 144 га близ поселка Нахабино Красногорского района Московской области. Источник «НГ», близкий к руководству Следственного комитета (СК), говорит, что очередное обвинение прокуроров в адрес бывшего руководства Минобороны не опасно ни для Анатолия Сердюкова, ни для Евгении Васильевой.Сводки с фронта борьбы «Оборонсервиса» против военных прокуроров все чаще оказываются победными. Не успевает Генпрокуратура обвинить фигурантов скандального дела в нарушении закона, как Главное военное следственное управление СК заявляет об отказе в возбуждении уголовного дела. «Установлено, что данные земли и лес продаже не подлежали», – настаивает ГВП. И сообщает, что превышение полномочий должностными лицами Минобороны причинили государству ущерб в особо крупном размере. Материалы проверки направлены в Главное военное следственное управление СК «для решения вопроса об уголовной ответственности виновных». Как выяснили прокуроры, «в 2011–2012 гг., несмотря на законодательный запрет, на основании документов, подготовленных бывшими должностными лицами Департамента имущественных отношений, возглавляемого в том числе и Евгенией Васильевой, по решению прежнего руководства МО названные объекты незаконно высвобождены и реализованы на аукционах ОАО «Промресурс» и ООО «Партнер-Капитал».
«В последующем, возглавляя аппарат министра обороны России, Е. Васильева продолжала принимать непосредственное участие в проведении этих сделок. Ущерб государству в результате отчуждения земель военного ведомства с находящимися на них лесными массивами превысил 5,8 млрд. руб.», – подчеркивается в сообщении. В Генпрокуратуре добавили, что помимо направления материалов в ГВСУ одновременно военные прокуроры заявили три иска в арбитражный суд о признании незаконными указанных сделок.
Позиция прокуроров выглядит достаточно убедительной. Однако информированный источник «НГ», близкий к руководству Следственного комитета, уверен, что дело или развалится, или вовсе не будет возбуждено: «Опыт подсказывает, что раз в деле о хищениях до этого ничего не происходило, то и очередная попытка прокуроров ничем не закончится». История о продаже лесных угодий к тому же крайне запутанная, пояснил источник: «Там была сложная схема. Сначала землю передали району, который не стал ее использовать и вернул Минобороны, при этом бумаги не до конца были оформлены. Военные куда-то все это продали, и на участке были выстроены коттеджи, где поселились сильные мира сего. И большие руководители, и Минобороны, и правоохранительной системы там получали коттеджи. Потому что если утверждать обвинительное заключение, то коттеджи надо вернуть. А кто же будет бульдозером по собственности катать? Поэтому все будет в очередной раз спущено на тормозах».
Дело о продаже участков, уверен собеседник «НГ», из уголовной сферы перекочует в область гражданско-правовой ответственности: «Скорее всего признают, что решение было принято незаконно. И все».
Юридические основания для предъявления обвинения бывшему руководству Минобороны не играют роли. Дело о хищениях, по которому проходят бывший министр обороны Анатолий Сердюков и экс-глава «Оборонсервиса» Евгения Васильева, уже имеет политическое решение, подчеркивает источник: «Путин не допустит, чтобы Сердюков сидел».
Александр Бастрыкин не в силах сдвинуть
обвинение с мертвой точки. Фото PhotoXPress.ru |
Всерьез взяться за дело следователи не могут, хотя, возможно, и хотели бы это сделать, считает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Но с сигналом от власти здесь есть большие проблемы, говорит эксперт: «Если сверху поступит приказ открыть дело против Сердюкова, создастся прецедент, когда чиновник очень большого уровня может потерять неприкасаемость. Что может внести смуту в элиты». Кроме того, указывает Макаркин, если возбуждать уголовное дело, то надо будет доводить его до суда, а какие показания будет давать при этом Сердюков, предсказать сложно.
Сейчас участники этой большой игры, считает собеседник «НГ», играют по определенным правилам, включающим даже походы по бутикам Васильевой: «Если бы следователи получили карт-бланш, она была бы уже за решеткой».
Когда начиналась история «Оборонсервиса», говорит Макаркин, власти хотели просто немного одернуть Сердюкова, который, помимо прочего, по ряду вопросов сблизился с Дмитрием Медведевым – например, по вопросам ассигнований на развитие вооруженных сил и закупок вооружения за границей. Изначально не было желания его посадить, уверен эксперт, но власти не учли такой фактор, как общественное мнение: «Расклады власти насчет того, кого можно трогать, а кого нельзя, возмущают не только правоохранителей, которые хотели бы заполучить к себе в следственный изолятор всех как обвиняемых. Главное – девальвируются все заявления власти о борьбе с коррупцией. Они вызывают иронию и сарказм. Когда началась эта история, граждане задумались: а вдруг власть задумала что-то серьезное? Сейчас люди смеются: мол, хотели как лучше…»