0
38725
Газета Политика Интернет-версия

26.08.2013 00:01:00

Единство нации за малые деньги

Тэги: общество, фцп, финансы


общество, фцп, финансы Дмитрий Медведев планирует радикально улучшить атмосферу в обществе к 2020 году. Фото РИА Новости

Вчера на сайте правительства появилась подписанная премьером Дмитрием Медведевым федеральная целевая программа (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)». История ее утверждения полна драматизма: поначалу авторы программы запросили у государства, ссылаясь на величие цели, 38 млрд. руб. Месяц назад на заседании правительства было принято решение обойтись четырьмя. Сейчас найден компромисс – гармонизация отношений немного подорожала – до 6,7 млрд. руб. Эксперты видят в планах правительства бессмысленное расходование средств на абстрактные цели. А также подчеркивают заложенную в ФЦП невозможность проверки итогов ее реализации.
В субботу исполнился год с заседания президентского Совета по межнациональным отношениям, где правительство пообещало гармонизировать самую конфликтную сферу общественных отношений, не пожалев на это ни усилий, ни денег. Первоначальный финансовый замах, правда, со временем был сурово подкорректирован. Сегодня принято окончательное решение. Расходы на оздоровление нации подсчитаны с точностью почти до рубля. 4 581 091 тыс. руб. – из 6 766 035 тыс. – внесет федеральный бюджет. Еще 2 184 044 тыс. руб. повесят на губернаторов – разумеется, вместе с ответственностью за будущие кондопоги. Кстати, в предыдущем варианте программу планировалось финансировать целиком из бюджета. Создается впечатление, что авторы документа, не очень надеясь на ее выполнение, заранее подыскивают виноватых.
Цель ФЦП – ни больше ни меньше как «укрепление единства многонационального народа Российской Федерации». Для тех, кто не понял, в скобках дана расшифровка: «российской нации». Для достижения поставленной цели, уверены авторы программы, следует решить всего две задачи: «содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений» и «содействие этнокультурному многообразию народов России». Программа, хвалятся ее творцы в Минэкономразвития, «обеспечит координацию государственной национальной политики, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями».
О том, какой градусник будет измерять результат работы ценой в 7 млрд., ничего не сказано. Зато громадье планов поделено на два этапа. Цель первого (2014–2016 гг.) – «формирование условий для преодоления сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование положительных сдвигов в сфере укрепления единства российской нации». Авторы документа уверены: им удастся за два года сделать то, чего не добились российские власти за последние 20 лет (если не 90). Цель второго этапа обозначена как «развитие и закрепление положительных тенденций, сформировавшихся на I этапе, включая достижение устойчивых положительных результатов в сфере укрепления гражданского единства российской нации, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, этнокультурного развития народов России».
Не менее интересны размышления авторов ФЦП по поводу того, в чем будет выражаться ее «определенный социально-экономический эффект». Оказывается, к 2020 году в России должно-таки произойти «укрепление единства российской нации и развитие единого этнокультурного пространства как важного фактора устойчивого развития страны и ее территориальной целостности»; власти научатся прогнозировать межнациональные и межрелигиозные конфликты; снизится экономический ущерб от них, а инвестиционная привлекательность регионов, в том числе Северного Кавказа, наоборот, повысится.
   
Алексей Улюкаев знает, почем на рынке гармонизация отношений. 	Фото ИТАР-ТАСС
Алексей Улюкаев знает, почем на рынке
гармонизация отношений.  
Фото ИТАР-ТАСС
Вырастет и эффективность использования этнокультурного потенциала страны, а этнокультурное и социальное самочувствие коренных народов России резко улучшится.
В тексте правительственного постановления есть намеки на тех, кто будет осваивать казенные миллиарды. Сказано, например, что документ подготовлен в соответствии с Концепцией государственной политики РФ в отношении казачества, утвержденной президентом 2 июля 2008 года, а также Законом «О государственной службе российского казачества». Следует ли эту ссылку понимать таким образом, что казачеству оплатят его усилия по участию в антимигрантском патрулировании и охране южных границ от проникновения в Россию нелегалов-гастарбайтеров?
Также в документе сказано, что одним из результатов программы должен стать рост «инвестиционной привлекательности регионов, в том числе Северного Кавказа». Отсутствующая в программе конкретика оставляет и здесь большой простор для размышлений. Например, о том, что обещанная инвестиционная привлекательность взрывоопасного региона все никак не наступает, несмотря на гигантские вливания из российского бюджета, а усилия местных властей в этом направлении требуют определенного материального поощрения. Как говорится, аппетит приходит во время еды.
Заметим, что программа в течение месяца дорабатывалась в соответствии с многочисленными замечаниями и предложениями экспертов. За это время она не претерпела изменений в главном, зато сумма на ее выполнение возросла на два с лишним миллиарда. И хотя это далеко не 38 млрд., запрошенных изначально, все равно в казне образуется изрядная дыра. «Нет на них ни Навального, ни Собянина, – возмущается в беседе с «НГ» гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. – ФЦП – один из способов увода денег из бюджета в собственный карман. Должны быть четкие критерии в оценке сделанного. Интересно, как собираются отчитываться чиновники по этапам? По первому хотя бы – не говорю уже о втором? Как проверить степень укрепления единства нации? Это полный дурдом». Проверить исполнение такой программы невозможно, уверен эксперт: «Я представляю, кто будет эти деньги осваивать. Наверняка структуры, аффилированные с чиновниками. Наверняка потом провластные социологи скажут: «У нас установилось просто классное единство нации!» То, что происходит, уже даже не смешно».
Глава Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что из всех задач, которые решаются путем администрирования, можно назвать лишь мониторинг прогнозирования развития ситуации. Особенно в регионах, в малых и больших городах, где есть интенсивные межэтнические контакты и велика опасность конфликтов. Проблему хотя бы диагностируют и зафиксируют на дальних подступах. Но по большей части формулировки программы выглядят слишком абстрактными, говорит эксперт: «Соответственно это открывает возможность идти по пути наименьшего сопротивления, то есть через освоение средств с помощью создания бумажной продукции». Особенный цинизм документа, утверждает Михаил Ремизов, – в возложении части расходов по реализации ФЦП на местные бюджеты: «На местах не хватает средств на дороги и школы, а теперь надо будет тратить деньги на программу с размытыми критериями эффективности».
Гармонизация межэтнических отношений, уверен собеседник «НГ», – не предмет отдельной федеральной целевой программы, а цель комплексной государственной политики, включающей, например, образовательную составляющую: «С этой точки зрения очень важно, каким будет новый учебник истории». Политика эта должна также иметь четкую полицейскую и социально-экономическую составляющие, считает Ремизов: «Проблема в том, что по многим федеральным программам критерии реализации носят формальный характер и далеко отстоят от искомого результата».
По мнению Ремизова, подключение к программе местных властей является продолжением ошибочной экономической стратегии властей в отношении губернаторского корпуса: «Ответственность за будущие конфликты хотят переложить на местные власти. Но на губернаторском уровне такого рода конфликты довольно сложно решать. Главную роль играет ответственность правоохранителей. Потому что во всех случаях, когда на межнациональной почве происходили обострения, именно их бездействие или попустительство становилось причиной конфликтов».
Понимают ли доводы экспертов в правительстве или ими никто не интересовался? Вопрос остается открытым. Как и государственный бюджет. Если есть интересанты подобного рода программ.     

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2127
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1377
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1023
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1340

Другие новости