Ксении Собчак намекнули на последствия ее политической активности. Фото РИА Новости
Вчера была допрошена в Следственном комитете (СК) журналистка Ольга Бакушинская – в рамках дела об оскорблении депутатов Госдумы Елены Мизулиной и Ольги Баталиной. Баталина говорит «НГ», что защищает партию власти, а информированный источник, представляющий точку зрения следствия, ссылается за необходимость одернуть оппозиционеров.Ольга Бакушинская дала следователю подписку о неразглашении, поэтому предоставила минимум информации о допросе: «1. Дело открыто, но состава преступления нет. 2. Дело открыто, и его не закроют. 3. Дело направлено против Интернета и его последней вольницы. Чем это обернется для фигурантов, пока не берусь предсказать». Ранее была допрошена в СК телеведущая Ксения Собчак.
Уголовное дело по заявлениям Мизулиной и Баталиной по статьям УК РФ о клевете и оскорблении представителя власти (по ст. 128. 1, ст. 319) возбуждено Следственным комитетом 29 июля. По версии следствия, с мая по июнь 2013 года неустановленные лица опубликовали в общем доступе в Интернете материалы, содержащие публичные оскорбления Мизулиной и Баталиной – как представителей власти. Кроме того, по данным СКР, «были распространены заведомо ложные сведения в связи с профессиональной деятельностью депутата Мизулиной». На допрос в СК завтра отправится и гей-активист Николай Алексеев.
«У меня нет никаких личных обид и эмоций в отношении происходящего, – сказала «НГ» Баталина. – Мне было сразу понятно, на что я иду. Так что наше заявление в Следственный комитет направлено для того, чтобы защитить не столько себя, сколько и других депутатов, а главное, наших избирателей». Источник «НГ» пояснил точку зрения следствия в этом деле: «Дергают в основном всех тех, кто раньше проходил по другим делам и которым раньше сказали «фу». Они этого «фу» не поняли и продолжали активно двигаться в прежнем направлении. Им сейчас могут врезать административное наказание. Не поймут – видимо, потом пойдут по стопам товарища Навального». Собеседник «НГ» дал понять, что нынешнее расследование связано с «болотным делом»: «Следователь – не дурак, чтобы просто так их вызывать и разные идиотские вопросы задавать. Эти все ребята сами давали интервью, что там у них в конвертах лежало, откуда все взялось. Потом деньги вернули – и Собчак, и всем остальным. Полагали, что она успокоится, но она активность развивает. Видно, не поняла ситуации. Сейчас клевету вернули – и «административку» по этой статье могут ей врубить. Один раз ей дали уйти, второй раз будет посерьезнее, ну а третьего раза уже не будет. Штраф – это уже осуждение, пусть даже и административное. Уже ни на госслужбу, ни депутатом не устроиться».
Как пояснил «НГ» профессор кафедры конституционного и муниципального права Высшей школы экономики Илья Шаблинский, Бакушинская, говоря о том, что дело есть, а состава преступления нет, видимо, имела в виду, что следователи не могут собрать информацию для доказывания самого факта оскорбления: «Судя по всему, в деле нет проблемы с объектом – чувством достоинства депутатов, но есть проблема с виктимной стороной. То есть каким именно действием (или бездействием) был, собственно, нанесен моральный вред пострадавшим? Видимо, следствие не может определиться – каким именно способом были попраны чувства Мизулиной и Баталиной». Шаблинский говорит, что депутат Мизулина ссылается на оскорбившего ее блогера. Однако, указывает эксперт, напомнив о допросе Ксении Собчак, «она приводила вопросы следователя, которые вообще не имели отношения к тому, о чем говорил тот самый блогер… Поэтому мне и не ясна объективная сторона этого преступления».