Ведомство Александра Коновалова в суде будет доказывать обоснованность отказа в регистрации партии Алексея Навального. Фото РИА Новости
Избирательная кампания станет не единственным важным событием осени. В конце лета истекает срок регистрации десятков оргкомитетов, так и не сумевших превратиться в партии в соответствии с новым либеральным законодательством в этой области. Три партии из 75 зарегистрированных прекратили существование, не выдержав расходов на содержание региональных отделений. Выжившие структуры, из числа новообразованных, жалуются на нелегкую жизнь партактивиста в России. Эксперты объясняют происходящее сложностями не только финансового, но и политического толка. Тем временем партия Алексея Навального готовится в суде опротестовать отказ Минюста в ее регистрации.Список из 88 оргкомитетов политических партий на сайте Минюста содержит в заголовке взятое в кавычки слово «действующие». Скоро год, как они ведут некое условно виртуальное существование. Ворвавшись в открытое партийной реформой политическое пространство, мелкокалиберные структуры поспешили заявить о желании участвовать в политической жизни страны. Немногие из них выживут. Прежде всего по причинам финансовым. Лидер Демократической партии Андрей Богданов перечислил расходы, включающие 2–3 млн. руб. на проведение съезда, плюс – нотариальное заверение подписей, развозку документов по минимум 43 регионам. По его подсчетам, регистрация одной партии обходится в 6–9 млн. руб. Богданов знает, о чем говорит: несколько десятков структур зарегистрировано именно его штабом, по словам политика, в расчете на активизацию политической жизни в стране.
По закону партия, чтобы остаться «в обойме», должна вести активную жизнь, и прежде всего регулярно участвовать в выборах. Выжившие структуры именно этим сегодня и занимаются. Председатель Всероссийской партии «За справедливость!» Владимир Пономаренко рассказал «НГ», что его структура выставила своих кандидатов в заксобрания Бурятии, Калмыкии, Иркутской, Ростовской, Архангельской, Смоленской, Владимирской, Ивановской и Ярославской областей, а также Краснодарского края. Главный вопрос выживания партий, говорит Пономаренко, – финансовый. Он считает, что правительство, раздавая гранты НКО, должно увеличить поддержку новых партий. Еще одна трудность – законодательная, говорит Пономаренко: «В регионе, чтобы зарегистрировать список, нужно 60–70 человек. Найти столько людей, готовых идти на выборы от молодой партии, очень сложно».
Эта же норма закона предусматривает раскрытие всех счетов партийцев – движимого и недвижимого имущества. «Многие люди, которые нас поддерживают, не хотят демонстрировать свою собственность, – подчеркивает собеседник «НГ». – Такой человек говорит: я готов вам помочь, но не хочу, чтобы на меня пальцем показывали». Кроме того, указывает Пономаренко, не все партии смогут сдавать финансовые отчеты, и по этой причине наверняка будут закрыты многие региональные отделения: «Я знаю ряд партий, которые уже думают, что пора это дело заканчивать».
Финансирование или отсутствие яркого лидера не всегда может стать причиной «острой партийной недостаточности». В ближайшее время партия «Народный Альянс» готовится опротестовать в суде отказ Минюста в ее регистрации. Неформальный лидер этой структуры Алексей Навальный на прошлой неделе отчитался об успешном сборе денег на собственную избирательную кампанию: «На электронные кошельки Ашуркова и Ляскина собрано 2,8 миллиона рублей… В банк на избирательный счет – 2,7 миллиона. Всего 5,5 миллиона рублей за сутки».
Член президиума центрального совета «Народного Альянса» Леонид Волков, он же – глава избирательного штаба Навального – сообщил «НГ», что отказ ведомства Александра Коновалова зарегистрировать «Народный Альянс» абсолютно незаконен и является «нарочито надуманным»: «Они даже не потрудились подыскивать какие-то более или менее законно выглядящие причины отказа. Мы сейчас обжалуем его в суде, и мы не собираемся повторно проходить всю процедуру регистрации, потому что это означает снова год работы и кучу денег – непонятно ради чего.
Алексей Навальный испытывает партийно-политические трудности.
Фото с официального сайта партии «Народный Альянс» |
Одна из претензий Минюста заключается в том, что в данных о представительстве делегатов II съезда партии имеются сведения о делегате от Кемеровской области, но данных о создании кемеровского реготделения – «в форме РН 0001» – в документах на регистрацию нет. Партия это замечание считает несостоятельным: ведь отделение в Кемеровской области появилось после того, как документы ушли в Минюст на регистрацию.
Не более основательными выглядят и другие претензии Минюста к партии. Сегодня «Народный Альянс» ждет решения суда о назначении даты заседания.
Трудностей у партий, говорит генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, много, но главная, конечно, – финансирование. Вторая проблема: если партия состоит из неизвестных людей, она мало кому будет интересна и соответственно «умрет тихой своей смертью»: «Причиной массового сокращения количества партий станет естественный отбор. Раз партия не участвовала в выборах, два не участвовала – и ее регистрация отменяется». Одной из немногих выживших партий, считает Хомяков, может стать структура Навального.
Следует признать, что расширения партийного пространства и партийного представительства в регионах, внушавшего некие надежды год назад, не случилось. И виноваты в этом не только сами партии, преувеличивавшие свои возможности на политическом рынке. Государство, демонстративно снизившее порог регистрации до 500 человек, окружило эту норму барьером из ограничителей, позволяющих далеко не каждому активному гражданину участвовать в политической жизни. И дело не только в деньгах. Потому что их отсутствие у политических оппонентов власти, как и наличие средств у ее друзей, тоже может быть результатом государственной политики.