Алексей Навальный под прицелом хакера.
Фото Reuters
Вчера в избирательном штабе Алексея Навального сообщили, что претензии к политику относительно якобы имеющихся у него счетов в американском банке несостоятельны. Накануне в СМИ со ссылкой на хакера Hell появилась информация о том, что счета эти не были закрыты на момент регистрации Навального в Мосгоризбиркоме. Эксперты объяснили «НГ», какие последствия может иметь для Навального такой поворот в его избирательной кампании.
Глава предвыборного штаба оппозиционера Леонид Волков подтвердил вчера, что Алексей Навальный действительно имел счет в одном из американских банков – в период учебы в Йельском университете, но закрыл его, о чем и уведомил Мосгоризбирком при регистрации. «То, что у Алексея имелся счет в американском банке, он никогда не скрывал», – сказал Волков.
Он пояснил, почему для Навального этот вопрос был принципиальным: «Плохо говорить: мол, давайте все носить ситцевые платьишки, заниматься патриотизмом и родину любить, но при этом иметь квартиру в Майами. Вот это лицемерие».
«НГ» поинтересовалась, может ли Волков переслать в газету справку, о которой идет спор? «Нет, к сожалению», – ответил собеседник «НГ» и положил трубку.
В Мосгоризбиркоме тоже отказались представить документ. Там попросили газету написать запрос, на который так и не ответили в течение рабочего дня.
Между тем, по словам главы Межрегионального объединения избирателей Андрея Бузина, наличие или отсутствие счета не является принципиальным для кандидата, прошедшего регистрацию: «Правда, если окажется, что такой счет существует или существовал на момент регистрации, Навальный потерпит репутационный ущерб».
В то же время, отмечают эксперты, доказать наличие счета в зарубежном банке трудно. Для этого, утверждает Бузин, Мосгоризбирком должен обратиться в Росфинмониторинг, который запрашивает власти штата, где, в свою очередь, готовят запрос в соответствующий банк: «Процедура может растянуться на несколько месяцев и выйти далеко за рамки осенней избирательной кампании». По словам Бузина, Навальный теперь может быть снят с гонки, только если Кировский суд отвергнет апелляцию его адвокатов и приговор политику вступит в силу. В связи с этим можно вспомнить странную историю освобождения Навального из-под стражи – по просьбе прокуратуры, вдруг озаботившейся участием политика в кампании. Выглядит эта история совсем политически – было понятно, что освобождать надо, но до апелляции далеко. В то же время юристы уверены, что прокурор имел право ходатайствовать об изменении меры пресечения – единственная странность оказалась в мотивировке просьбы.
Добавим, что помимо банковской тайны, препятствующей расследовать дело со счетами Навального, есть и другое соображение: Навальный мог открыть такой счет в любое время в любом другом банке. Так что сообщение скандального хакера может оказаться провокацией, направленной на дискредитацию Навального, считает профессор кафедры конституционного права Высшей школы экономики, член Совета по правам человека при президенте Илья Шаблинский. Он обращает внимание на другой важный аспект проблемы: получается, что Навальный, если Мосгоризбирком сейчас начнет его проверять, должен будет доказывать свою непричастность к нарушению, что является нарушением презумпции невиновности. Кроме того, уверен Шаблинский, наличие самой нормы, препятствующей осужденному избираться, не соответствует ст. 32 Конституции. Эксперт не исключает, что история со счетами Навального затеяна кем-то для того, чтобы имелась возможность убрать Навального из избирательной кампании: «Для этого, наверное, удобнее найти какой-то более мягкий вариант, не связанный с приговором. Я думаю, что в администрации президента сегодня обдумывают этот вопрос, может быть, каждый день спорят. К праву это никакого отношения не имеет. Еще раз скажу: у избирательной комиссии нет специальных инструментов, чтобы проверять информацию – есть счет, нету счета…»
Напомним, ст. 32 Конституции в ч. 1 говорит о том, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства. А ч. 2 Основного закона фиксирует – граждане имеют право избирать и быть избранными в органы госвласти, участвовать в референдуме. В ч. 3 оговаривается, что не имеют права избирать и быть избранными граждане, во-первых, признанные судом недееспособными, а во-вторых, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Нынешнее избирательное законодательство непозволительно расширяет этот круг.