Фото Reuters
Руководитель авторского коллектива, создавшего монументальное оформление Федерального военного мемориального кладбища (ФВМК) в деревне Сгонники Мытищинского района Московской области, народный художник России Сергей Горяев высказал на прошлой неделе мысль о возможности перезахоронения урн с прахом, установленных в Кремлевской стене, на новом погосте. «На центральной аллее кладбища, – заявил он одному из информационных агентств, – установлен Пантеон-колумбарий, предназначенный для захоронения урн с прахом лиц, имеющих особые заслуги перед государством. В том числе около 150 колумбарных ниш предназначено для возможного перезахоронения урн с прахом видных государственных деятелей, военачальников, космонавтов, ученых, находящихся в Кремлевской стене».Идею, высказанную известным художником, можно было бы оставить без внимания: мол, не надо придавать большого значения тому, что говорят представители творческой интеллигенции: сегодня у них одно мнение, завтра – другое. Люди искусства подвержены самым разным, часто необъяснимым влияниям. Требовать от них исторической памяти или государственной логики, мягко говоря, несерьезно.
Можно понять Сергея Горяева: мемориальное кладбище, в создание которого вложено им и его товарищами столько сил и вдохновения, пока не стало, как задумывалось, не только вровень с Арлингтоном, но даже с Новодевичьим и Троекуровским тоже. Хотя наивно было бы полагать, что оно, несмотря на всю свою торжественность и монументальность, станет таким сразу. Жизнь и смерть не стоит торопить – у них своя причудливая логика. А привлечь особое внимание к творению художнику, конечно же, хочется – отсюда и идея о переносе урн.
Не исключаю, что такая идея была с самого начала, когда в начале 2000-х обсуждался смысл и статус будущего ФВМК. Во власти тогда оставалось много людей, для которых укрепление собственного авторитета шло за счет разрушения авторитета тех, кто был во власти до них. Так в нашей стране появились учебники истории, которые переворачивают события в жизни родного государства с ног на голову. Так возник курс литературы, где произведения российских и советских классиков сведены к минимуму, а сиюминутные и непонятные нормальному и здравомыслящему читателю книжки стали преподноситься как откровения и истина в последней инстанции… Много чего пытались сделать, чтобы вытравить из души российского человека историческую память, гордость за то, что он родился, вырос и стал гражданином страны, которая разгромила фашизм, первой вырвалась в космос, победила сплошную неграмотность, создала высокотехнологическую для своего времени индустрию, великие искусство и литературу…
Да, многое было в жизни нашего государства трагичного и горького. И Гражданская война, когда брат шел на брата, и ужасы коллективизации, и голод, и репрессии 30-х и 50-х годов, в которых пострадали миллионы невинных людей, и эшелоны победителей фашизма, которых отправляли не домой, а в трудовые лагеря за колючую проволоку, и крах многонациональной Страны Советов, и взрывы террористами жилых домов, и Дубровка, и пока не законченная война на Северном Кавказе… Помнить это, знать об этом, бороться за то, чтобы это никогда не повторилось, – долг и обязанность каждого человека, который носит паспорт гражданина России, считает себя сыном и дочерью нашей страны.
Но надо ли, для того чтобы воспитать уважение к прошлому своего государства, к его истории, очень сложной и многогранной, разрушать еще один его символ – выкорчевывать из Кремлевской стены урны с прахом его выдающихся деятелей, переносить их из государственного Пантеона, из центра столицы, куда-то за город, на только что созданное мемориальное кладбище? Вопрос не столько риторический, сколько нелепый.
Оправдывается эта идея тем, что на Красной площади, где сейчас проходят не только военные парады, но и концерты мировых знаменитостей, устраиваются катки и спортивные состязания, а также народные гулянья и другие массовые мероприятия, не место кладбищу, тем более Пантеону, где похоронены неоднозначные политические деятели прошедшей эпохи, а также маршалы Советского Союза, космонавты и видные ученые, конструкторы, деятели международного рабочего и коммунистического движения. Аргумент, безусловно, весомый. Но если Пантеон мешает празднествам, то, может, проще перенести эти мероприятия в другое место, а не само кладбище? А с другой стороны, давайте вспомним пушкинское: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть». Поэт написал эти строки, вспоминая древнегреческую традицию, когда стадионы и театры строились рядом с кладбищами, чтобы покойники были неотделимы от новой жизни, которая бурлит за воротами погостов. А жизнь была неотделима от памяти об ушедших.
Перенос урн с прахом выдающихся людей нашей страны, похороненных в Кремлевской стене, на новое место вызывает не только у их родственников, но и у других граждан России, хотя, видимо и конечно, далеко не у всех, очень тревожное чувство – чувство разрушения символов нашей жизни. Не только сегодняшней, но и вчерашней, и главное – завтрашней. Из истории известно, что разрушали кладбища всегда только вандалы или по экстремистским политическим мотивам. Что в принципе по большому счету одно и то же.
Мы знаем этому массу примеров. Не только по Москве и ее окрестностям, но и по столицам бывших советских республик. Сколько было шума в отечественной прессе, когда в Таллине из центра города переносили на кладбище Бронзового солдата и могилы похороненных рядом с ним воинов Великой Отечественной, погибших при освобождении от фашистов столицы Эстонии. Хотя никто почему-то не заметил, как было уничтожено, закатано в асфальт христианское кладбище в Баку. Не хочется, чтобы так же тихо, под покровом ночи или демонстративно, на глазах у всего мира уничтожили последние символы нашей истории и страны, в которой мы родились и выросли, – Пантеон и Некрополь возле Кремлевской стены.
Мы много говорим о патриотизме. Но нельзя уважать государство и быть патриотом страны, которая разрушает и перекапывает могилы. Какими бы аргументами это ни оправдывалось.