Фото Reuters
В основе демократического правления лежит общественное согласие – консенсус, достигнутый основными социальными группами. В зависимости от социальных трансформаций меняется его содержание и само содержание демократии.Россия в конце ХХ – начале XXI века пережила сложное время поиска национальной консолидации, сопровождавшееся конфликтами, расколами, нестабильностью и незащищенностью не только отдельных индивидов, но и целых социальных групп. Затем последовал успешный период первого общенационального консенсуса 2000-х – общество объединилось вокруг фигуры Владимира Путина. Оно признало его своим лидером, согласилось с той политической и социально-экономической конфигурацией, которую он предложил. Путину не видели альтернативы.
Эти процессы привели к появлению, прежде всего в политологическом дискурсе, понятия «путинское большинство». Оно означало достигнутый в обществе компромисс относительно фигуры лидера и постулируемых им целей и ценностей.
Хотя некоторые эксперты сводили «большинство» к электоральным циклам, по факту оно выходило далеко за рамки избирательного процесса. Число сторонников президента Путина ни в один период не могло быть ограничено электоратом какой-либо партии (включая «Единую Россию») и даже электоратом самого Путина: оно всегда было больше, чем число голосующих за него избирателей. И структурировалось «большинство» далеко не только (и не столько) по партийно-идеологическим направлениям.
Консолидированное в 2000-е российское общество изначально не могло быть упаковано в сложившуюся партийно-политическую модель. Как показывают исследования, существующие партии (по крайней мере до реформ 2012–2013 годов) не отражают весь расклад мнений и интересов. Более того, партийная система, по сути, не адекватна структуре общества – ни социально-профессиональной, ни идеологической. Имеет место ярко выраженная конкуренция персоналий-лидеров, а не партий-идей. Перенасыщен левый сектор, при этом некоторые социальные группы вообще не представлены существующими партиями. Дискуссия на партийных площадках заключена в рамки злободневного политического противостояния.
Партии ставят перед собой задачу не столько реализации определенной идеологии, сколько достижения власти.
Очевидно, что для полноценного общественного диалога, выработки решений, учитывающих интересы всех социальных групп, необходима иная модель. В ней не должны быть артикулированы дихотомии «друг–враг», должны сосуществовать разные идеологии. Различные подходы к решению проблем должны восприниматься не как взаимоисключающие, а как дополняющие друг друга. Харизматичные лидеры должны продвигать идеи и решения, а не только самих себя.
Кроме этого, в ходе преобразований двух последних десятилетий сформировался и окреп городской средний класс – устойчивый симбиоз предпринимательского, менеджерского сословий, интеллигенции, других социальных групп. Этот класс активно стремится участвовать в общественной дискуссии, ищет лифты для своего продвижения.
На повестке дня в указанных выше условиях оказался вопрос о новом общественном единстве и новом «большинстве». Политические реформы, социально-экономическая рамка, заданная указами 7 мая, антикоррупционая политика, выработка обновленных форматов работы исполнительной, законодательной ветвей власти – эти решения президента имеют целью достижение «соглашения» всех слоев обществ и сочетание стабилизации развития.
Новое формирующееся «большинство» – не монолит, а консолидирующий различные социальные группы консенсус людей, поддерживающих Владимира Путина.
Новое «большинство» – это рациональное единство, к которому примыкают и работодатели, и работники, и бюджетники, и другие группы. Его условиями являются новые форматы управления и политики: постоянный контакт власти с целевыми группами, профессионализм и открытость.
Проекцией нового «большинства» в настоящее время становится Общероссийский народный фронт (ОНФ) – движение, в рамках которого ведется не политическая борьба, а общественная дискуссия. Главные инструменты нового «соглашения» – интерактивная дискуссия по всем значимым аспектам развития общества, формирование сложносоставных идеологий и программ, общественный контроль и поддержание в рабочем состоянии лифтов для постоянного обновления национального актива лидеров, управленцев и политиков.
Формат ОНФ стратегичен. Дискуссия на его площадке долгосрочна. Основная задача – выработка базиса социальных ценностей России, стимулирующих развитие страны. Эти ценности должны быть одинаково приемлемы и для «либералов», и для «консерваторов», не должны разделять общество, исключать отдельные социальные группы. В этом его уникальность.
Поддерживать сложносоставное большинство куда труднее, чем действовать по формуле «кто не с нами, тот против нас». Поэтому очень важно конструктивно подходить к актуальной проблематике. Новый консенсус – это попытка создания неразрывной «социальной ткани», которая в будущем должна стать прочной основой политической системы, системы управления, экономического развития.