Российское оружие на международных выставках всегда в центре внимания. Фото автора
Президент России Владимир Путин высоко оценивает результаты работы отечественных экспортеров вооружения и военной техники (ВВТ). На прошедшем вчера в Ново-Огареве заседании комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами он заявил, что наша страна увеличила в прошлом году объемы поставок боевой техники на экспорт.«Мы в декабре прошлого года уже говорили в предварительном плане о возможных итогах в сфере военно-технического сотрудничества и договорились подвести окончательные итоги уже в 2013 году, по получении всех необходимых данных, – заявил президент. – Сегодня мы действительно это можем сделать и можем, как и говорили в прошлом году, констатировать, что наша работа в этом плане вполне может считаться удовлетворительной: рост составил 12% и в стоимостном выражении экспорт вооружений из Российской Федерации в страны-партнеры составил 15,2 миллиарда долларов США».
Глава государства отметил, что «это – один из лучших показателей в сфере этой деятельности, и можно с уверенностью сказать, что Российская Федерация является одним из безусловных лидеров в сфере продаж оружия и специального оборудования». «Рядом – только США. У нас больше четверти мирового рынка. Повторяю, рядом – США с небольшим отрывом», – сказал Путин.
И тут президент абсолютно прав, но, может быть, не до конца. Международные институты, занимающиеся анализом мировой торговли ВВТ, действительно на первое место ставят США с ежегодным объемом в 25–30 млрд. долл., на втором месте – Россия, но в спину ей уже дышат Франция с Великобританией, Германия с Израилем и даже Китай. У них у всех объемы такой торговли колеблются у отметки в 10 млрд. долл. Причем, если «фишкой» России являются авиация, бронетехника, надводные и подводные корабли, а также средства ПВО, которые сегодня по понятным причинам особенно востребованы, то Тель-Авив, например, специализируется на создании и экспорте систем обеспечения боя – средствах разведки, целеуказания, навигации, наведения, на беспилотных летательных аппаратах, ремонте и модернизации ранее поставленных, в том числе и СССР, комплексов вооружений. А успех Поднебесной, как нетрудно догадаться, зиждется на поставках слегка модернизированных и осовремененных, но сравнительно дешевых видах вооружений, которые у него охотно покупают страны Африки.
Успех главных конкурентов России на мировых рынках Владимир Путин объяснил своим слушателям на комиссии по ВТС очень внятно: «Все остальные страны – наши партнеры продают вооружение в разы меньше, хотя это страны с хорошо развитыми технологиями и, безусловно, являющиеся лидерами с точки зрения этих высоких технологий, которые применяются, кстати говоря, достаточно активно, прежде всего в сфере производства вооружений». Кроме того, они широко практикуют механизмы предоставления экспортных кредитов.
Известно, например, что тому же Израилю, как, кстати, и Египту, Вашингтон ежегодно предоставляет кредиты на закупку боевой техники на 2–3–4 млрд. долл., но с твердым условием покупать только американское вооружение. На мировом рынке хорошо помнят случай, что когда в начале 90-х годов прошлого века Тель-Авив создал свой весьма приличный сверхзвуковой истребитель «Лави», Вашингтон, мягко говоря, запретил ему запускать этот самолет в производство, навязав Израилю свой многофункциональный F-16. И сейчас «Лави» под названием Chengdu J-10 успешно выпускается Китаем и даже поставляется Пекином на экспорт. При этом на самолете стоит российский двигатель ТРДД АЛ-31Ф и отечественная бортовая РЛС «Жемчуг».
Россия, конечно же, такие приемы в своем оружейном экспорте использовать не может. Но выделять связанные кредиты под поставку отечественной боевой техники в последнее время все же начала. Такой кредит получила у нас Индонезия для закупок российских дизельных подводных лодок, Венесуэла – на приобретение российских вооружений и даже Алжир. Не прочь получить его, судя по сообщениям прессы, и Вьетнам. Но есть проблема – кредиты можно выделять только тем странам, которые смогут за них расплатиться, и где, как в Ливии, не будет государственного переворота. Наши конкуренты не гнушаются никакими, даже самыми грязными и кровавыми методами, чтобы перехватить у России ее оружейные рынки. Два года братоубийственной войны, которая сейчас идет в Сирии, из той же серии. Как и попытки торпедировать наш контракт с Ираком на 4,5 млрд. долл., как и стремление некоторых американских сенаторов вынудить президента Обаму отказаться от соглашения с Россией на поставку вертолетов Ми-17 в Афганистан…
Но, кроме происков конкурентов, повышению объемов поставок боевой техники мешают проблемы родного оборонно-промышленного комплекса. Его устаревшая производственно-техническая и технологическая база, которая слишком медленно модернизируется и обновляется, потеря многими специалистами своей квалификации, частые рекламации на поставленную боевую технику, что, конечно же, не повышает авторитет нашего не уступающего зарубежным образцам, а часто превосходящего его по своим тактико-техническим характеристикам оружия. Его нужно не только продавать, но и своевременно обслуживать, модернизировать, вовремя поставлять запасные части, не затягивать этот процесс на долгие месяцы, как это происходит.
И еще последнее по счету, но не по значению. Сегодня ведущие страны мира торгуют не отдельными образцами оружия, а оружейными системами и комплексами. У нас есть замечательный оперативно-тактический комплекс «Искандер-Э», который, кстати, создавался поначалу для поставок на экспорт. Он может стрелять на 280 км, а беспилотника, который способен увидеть на таком расстоянии цель, передать ее координаты на вычислительный комплекс «Искандера», до сих пор нет. И как предлагать это замечательное высокоточное вооружение потенциальным покупателям?
Президент Владимир Путин выдвинул много интересных идей о повышении конкурентоспособности нашего вооружения. Одна из них – создание совместных производств и конструкторских бюро с партнерами, как это, например, происходит с Индией по созданию и продвижению на рынки третьих стран отечественного оружия. Такой опыт не менее эффективен, чем связанные кредиты. И менее подвержен риску государственных переворотов.
Продолжение темы