Трехлетний Денис, усыновленный из психоневрологического дома ребенка, его приемная мать Энн Петтит и брат Адам Петтит.
Фото ИТАР-ТАСС
Российским властям предстоит ответить на ряд вопросов, заданных общеевропейским правосудием. Дело в том, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в экстренном порядке принял жалобу о дискриминационном запрете на усыновление детей в США. Заявители считают, что это может нанести тяжелый моральный вред сиротам, чьи дела по вине российских законодателей оказались в подвешенном состоянии. Судебные органы нашей страны, впрочем, дают понять, что у детей есть шансы уехать в американские семьи.
Европейские судьи потребовали от российских властей ответить на вопросы о будущем готовящихся к усыновлению детей-сирот, по которым не было вынесено судебных решений, до 18 февраля. Об этом рассказала «НГ» адвокат Международного центра защиты прав человека Карина Москаленко. Основой для обращения в Страсбургский суд стали жалобы четырех семей из США, которые намеревались усыновить российских детей. Процесс усыновления на 1 января 2013 года (момент вступления запрета «антимагнитского закона» в силу) находился в разгаре. Москаленко подчеркнула, что американские родители хотели усыновить детей с серьезными заболеваниями – синдромом Дауна, ВИЧ и олигофренией. Собеседница «НГ» призвала задуматься о том, какое будущее могло бы ожидать этих детей в отечественных детдомах.
Адвокат объяснила, что после ознакомления с ответами властей заявителям дадут возможность их прокомментировать, а затем в ЕСПЧ будут принимать решение. Москаленко рассказала, что основным поводом для жалобы стала возможность нанесения детям и потенциальным приемным родителям невосстановимого ущерба, поскольку те уже начали привыкать друг к другу. Коме того, «антимагнитский закон» нарушает помимо других статью 14 Международной конвенции о правах человека, поскольку приводит к дискриминации американских усыновителей по сравнению с остальными.
После подачи жалобы в Европейский суд и придания делу общественного резонанса на более детальное обсуждение судьбы тяжелобольных маленьких россиян пошли и отечественные судебные органы. На прошлой неделе Верховный суд РФ вынес решение отдать родителям тех детей, по которым судебное решение вступило в законную силу в том числе и после начала действия запрета на усыновление. После этого одна из четырех семей, на руках у которой уже было такое решение, отозвала свое заявление в ЕСПЧ. Однако другие семьи, по словам Карины Москаленко, оказались в более сложном положении – в январе российские суды перенесли графики их заседаний, чтобы, как можно предположить, скорее всего вообще прекратить дела об усыновлении.
Комментируя сложившуюся ситуацию, председатель Мосгорсуда Ольга Егорова объяснила журналистам, что, поскольку четыре решения об усыновлении не успели вступить в силу до принятия закона, процедура была остановлена: «После разъяснений Верховного суда, если родители обжалуют прекращение производства, соответствующие постановления будут отменены и усыновления продолжатся». В интересах детей их имена не раскрываются, однако, исходя из слов Москаленко и Егоровой, можно сделать вывод о том, что речь идет об одних и тех же детях.
Между тем чуть ли не каждый день в последнее время становятся известны факты жестокого обращения с российскими детьми на их родине. Причем не только с приемными. Например, недавно в центре скандала оказался один из детских домов Приморского края, где, как сообщили ранее СМИ, на протяжении нескольких лет регулярно насиловали детей-сирот. Следственные органы вчера подтвердили, что двух его воспитанниц действительно насиловали, но не на территории интерната. При этом опекуна подвергшихся насилию воспитанниц следствие обвинило в клевете на детдом – якобы из мести за отобранных детей.
На днях в Уфе был вынесен пожизненный приговор мужчине, зарезавшему жену и троих маленьких детей. В Чите полиция задержала мужчину, в 25-градусный мороз запершего четырех детей в неотапливаемой бане, так как их шалости мешали ему распивать спиртное. В итоге чудом выжить удалось лишь двум малолетним девочкам, заработавшим обморожение. Их братья пяти и семи лет погибли. Одновременно читинская полиция расследует и другое жестокое преступление в отношении трехлетней девочки, которую ударом по голове убила мать, после чего отнесла тело в ближайший лес. Исчезновение ребенка органы опеки заметили лишь полгода спустя.
В понедельник к 12 годам колонии приговорили 35-летнюю жительницу Первоуральска (Свердловская область), которая, желая отомстить мужу, задушила ремнем в погребе трехлетнего ребенка. Несколькими днями ранее следователи Воронежской области возбудили уголовное дело в отношении женщины, которая набросилась с ножом на малолетних сыновей. Один из них от полученных ранений погиб, а за жизнь второго ребенка врачи ведут борьбу. Во Владивостоке следователи проводят проверку по факту смерти шестимесячной девочки, которая была госпитализирована 18 января и скончалась в тот же день в больнице. «Смерть девочки наступила в результате острого респираторного заболевания, это второй случай гибели ребенка в данной семье», – подчеркнули в СК. В июне 2011 года отец погибшей получил год условно за гибель другой своей дочери (10-месячной девочки) в ванной. Он оставил ее без присмотра, и ребенок захлебнулся водой.
В Поволжье судят женщину, которая, готовясь к концу света, ожидавшемуся 21 декабря 2012 года, зарубила топором годовалого сына. В том же регионе в день одобрения Советом Федерации «антимагнитского закона» (26 декабря) был вынесен приговор женщине, всадившей нож в грудь несовершеннолетнему сыну в ответ на просьбу оплатить Интернет. От полученной раны ребенок скончался.